Мы собрались здесь сегодня, чтобы проводить на пенсию ещё одного агента 007. Речь идёт не столько о персонаже Дэниэла Крэйга, сколько об образе лощёного джентльмена, по которому 15 лет назад скучали противники «Казино „Рояль“». В том перезапуске франчайза не оказалось всесильного брюнета Пирса Броснана, но нашлось место для уязвимого блондина Крэйга, способного страдать (Мадс Миккельсен натягивает канат) и сострадать (Ева Грин расстёгивает платье).
Ещё на съёмках «Живёшь только дважды» в 1967-м Шон Коннери, к тому моменту сыгравший Джеймса Бонда в четырёх фильмах, парил мозги начальству, требуя повышения гонорара и тотальной переделки сценария, ибо актёр устал изображать картонного болванчика с лицензией на убийство, обделённого и намёком на характер. Продюсеры отказались от подобных рисков, опасаясь скверного бокс-офиса, и их не за что винить. Джеймс Бонд того времени — обаятельный главный герой, изничтожающий врагов Её Величества во имя Матушки Британии, женщин и дорогой выпивки.
Джеймс Бонд нашего времени — живой человек, которого прощают за то, что не сошло бы с рук ловеласу с «Вальтером» полвека назад. Каким бы ни был 007 при Лэзенби, Далтоне и Муре, здесь и сейчас ему не особо идут повадки супермена. Однако всё оно двояко. «Не время умирать», 25-й фильм серии, не теряет трибуны и радует экшеном с пальбой от бедра, стройными ножками Аны де Армас и дрифтом на Aston Martin DB5 со встроенными миниганами. Но если присмотреться, станет заметно, что старина Джеймс в драках пыхтит чаще и громче. Да и за рулём спорткара смотрится уверенно не из-за сотни лошадиных сил под капотом, а потому что на трассе он реже напрягает больное колено.
Джеймс Бонд греет подтянутый торс на итальянском солнышке и тратит кровные на то, чтобы водить возлюбленную по ресторанам. Бонд переучивает внутреннего «чекиста», стараясь не оглядываться по сторонам в поисках вражеского снайпера. Заголовок «Не время умирать» — не просто набор слов. Не время умирать, ведь женщин — вот это поворот! — можно и нужно любить: желательно одну и желательно до конца. Не время умирать, ведь не так уж и страшна жизнь в отставке. Да и водку с мартини, как оказалось, наливают не только разведчикам при исполнении. Покой неизбежен: потрясениям и праздникам — нет!
Ага, не тут-то было. Бонду не позволят просто так остепениться. На радаре объявятся террористы из «Спектра», биологическое оружие, которое шишки из MI-6 героически профукали, и социопат со злодейским именем Люцифер Сафин посягнёт на мировое господство. Земля нуждается в спасении, поэтому агенту 007 вновь придётся нацепить костюм от Tom Ford и пуститься в кругосветку под аккомпанемент автоматных очередей и хруст костей. Старость не радость, да и якшаться со спецслужбами не тянет, но тряхнуть стариной Джеймсу всё же хочется. Тем более напоследок.
Под руководством Кэри Фукунаги, автора первого сезона «Настоящего детектива», экшен-сцены приобрели напористость. Крошилово в кубинском ночном клубе, смертельные прятки в туманных норвежских лесах, проникновение на режимный объект с последующим превращением оного в труху — недруги падают штабелями, пока камера, ныне более покладистая и склонная к длинным планам, выдаёт сочные кадры. Напрочь забываются признания режиссёра в том, что производство фильма начали без готового сценария. Из головы стираются новости о многократной смене постановщиков и всех проблемах, что приключались с лентой за время затяжного продакшена.
И опять расхождения: крэйговский Бонд, когда-то угодивший в силки модных в середине нулевых «реалистичных боевиков» (припомните Джейсона Борна), к премьере «Не время умирать» успел растерять аристократический цинизм и прыткость предшественников. Но зрелищные схватки в фильме Фукунаги продолжают нервно шептать о своей любви к прошлым итерациям «ноль-ноль-седьмого». Если кто-то в интернете всё-таки додумается соорудить James Bond Bingo, пускай и в шутку, оно описало бы боевые сегменты фильма лучше любого критика. Погони, мордобой, ванлайнеры — «Бинго!» за «Бинго!» не поспевает.
Забитый динамитом шкаф громко падает и детонирует, но сквозь звон в ушах пробиваются жалобные нотки. Съёмочная группа прекрасно осознавала, что 163 минуты хронометража — путь не к перерождению, а к панихиде. С одной стороны, раз уж взялся помирать, то помирать надо с музыкой и фингалами. С другой, британский шпион заделался мощным эмпатом, довершая образ мужика, который не отвергает статус смертного и мирится с тем, что нельзя сдирать с женщины блузку, не научившись застёгивать ей пальто. Хладнокровный терминатор, которому «и целого мира мало», обернулся «шпионом, который меня полюбил». Одни скажут: «Слюнтяй». Мы ответим: «Бонд. Джеймс Бонд». Только немного другой.
К этому всё и шло. Мы застали начало карьеры Бонда за покерным столом в «Казино „Рояль“», наблюдали за историей мести в «Кванте милосердия», познавали его отцовские грехи в «Скайфолле» и закрывали трудовую книжку Джеймса в «Спектре». «Не время умирать» — тот момент, когда 007, утерявший свой позывной, но обретший человечность, проходит через стадию искупления. Бонд из прошлого века встречал финальные титры с широченной улыбкой и бутылкой просекко в багажнике. Нынешний покидает сцену преисполненным тоски. Но тоски победной, несмотря на то, что ближе к середине фильм проседает из-за обилия сантиментов, а без знания событий прошлых частей зритель вряд ли будет делать этим самым сантиментам скидку.
Сквозной сюжет пенталогии домчался до логического завершения, и теперь ему нужно чуть-чуть отдышаться. Чтобы подвести итоги, попрощаться с боевыми товарищами, искромсать оставшихся в живых врагов и заказать комфортный номер на курорте в Альпах, чтобы уйти на заслуженный отдых.
Вот такие пироги: бюджет в 250 миллионов отработали, патроны расстреляли, угрызения совести по полкам разложили. Несите кутью и рюмки — с Джеймсом мы, судя по всему, увидимся нескоро.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: