← Все рецензии | О фильме | Видео / 3 | Кадры / 7 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Начало фильма в стиле «Голодных игр», буквально, вопит о вторичности. Непозволительная роскошь для проекта, и так проезжающегося по стёртым рельсам разницы между оригиналом и копией. Казалось бы, если уж лепить кино из девиза «борись или умри», атаки клонов и древнего желания посмотреть на чью-то смерть в режиме реального времени, то хотя бы с претензией на оригинальность. Справедливости ради, в целом «Клон» старается мыслить за рамками предложенного.
Обычно ведь как бывает с фильмами про клонирование? Благодарный за жизнь двойник ведёт себя, как вещь, главная функция которой — быть удобной. Все вокруг счастливы, да он же лучше оригинала! А потом клон открывает своё истинное психопатичное лицо, и от него избавляются, показывая, кто здесь главный. В конце фильма герои приходят к выводу, что можно скопировать тело, но не душу. Нам скармливают мораль, что человек прекрасен в своей неидеальности, уникален, незаменим. Зритель довольно выдыхает — о да, я такой! Вечно ноющее чувство неполноценности успокоилось, можно жить дальше.
Казалось бы, что ещё надо? Дешёвый фокус удался, все получили, что хотели, все счастливы. Схема работает на ура, зачем что-то менять, только портить! «Клон» на свой страх и риск решил не прыгать с разбегу с огромную кучу мусора из штампов, а попробовал поступить иначе, и в этой попытке, возможно, его главный плюс.
Да, не всем дано снять «Кожу, в которой я живу», чтобы рядом неочевидных ходов показать инстинктивное желание обмануть смерть, справиться с горем и честно ответить на вопрос, достаточно ли лжи, которая кажется правдой. «Клон» подходит к делу с другой стороны, замахиваясь не только на высшие материи. Например, в фильме достаточно подробно описана денежная сторона вопроса создания двойника, права и обязанности оригинала и клона друг перед другом.
Но и условностей хватает. Над тем, чтобы показать создание клона, никто не заморочится, он просто выйдет из другой комнаты, создав кучу вопросов: как он так быстро вырос, как утилизируется (по одной причине героине сразу предлагают заменить клон на другого) и вообще — что это за будущее такое, где получить точную копию себя можно, плюнув в пробирку, но где фильмы до сих пор смотрят на чёртовом DVD? Телефоны, ноутбуки, телевизоры — ничего не изменилось, а Илон Маск просто рыдал бы, узнав, что в дивном новом мире автомобили до сих пор нужно заправлять бензином.
Главную интригу фильма режиссёр и сценарист Райли Стернс, будучи человеком крайне щедрыми, раскроет в первом же эпизоде в дуэли между настоящим человеком и его двойником, где всё кричит: не обманывайте себя, что бы вы ни делали, вы всего лишь человек, эти коварные клоны не отступят, потому что в отличие от вас, они завоевали право на жизнь и потому больше её ценят.
Казалось бы, дальше смотреть нет смысла, но экшен для бедных в начале и пафосный постер фильма намекают, что в финале нас ждёт персонаж Карен Гиллан в латексном костюме, которая в стиле своей Небулы с боевым кличем схлестнётся в битве с самой собой. Как тут не подождать? Ну, в фильме точно будет один интересный эпизод с выбором одежды, в которой можно умереть.
Её героиня Сара вообще решается на клона не от хорошей жизни. Просто в мире будущего у умирающих так принято, чтобы человек своей смертью не создавал близким неудобств вроде какой-то там всепоглощающей скорби. Сложно сказать, почему это интересует персонажа почти асоциального толка. Сара ведёт настолько безрадостный образ жизни, что даже как-то негуманно передавать это унылое существование кому-то ещё.
Но даже это не так неловко, как режиссёрская зацикленность в постоянном желании объяснить, что же он всё-таки снимает. Как в эпизоде с группой психологической поддержки, где была мини-репрезентация всех возможных видов отношений между человеком и его клоном — буквально всех возможных. Или в начале фильма, когда он в лоб, по лбу и вообще как только может показывает, что Сара не удовлетворена жизнью. Казалось бы, ну и хватит, мы всё поняли, но нет — тема будет проговорена от и до, и во сне, и наяву, чтобы никакой вам двусмысленности! Этими объяснениями, как недоразвитым, Стернс в течение всего фильма даёт понять, что не очень-то доверяет зрительским умственным способностям. Поди, думает, иначе не постигнем его мощный замысел.
Так или иначе, задача доступности выполнена. Например, «Чрево» с Евой Грин и коллегой Карен Гиллан по «Доктору Кто» Мэттом Смитом не может таким похвастаться. Фильм тоже о клонировании, но с тем нюансом, что двойника нужно родить самой. Очень смелый, сложный, талантливый и отталкивающий проект, не заигрывающий со зрителем и не оставляющий после себя никакой надежды. Зрителей жизнь к такому не готовила. Судя по сборам, все просто посмотрели фильм, покрутили пальцем у виска и разошлись.
«Клон» даже близко к этой бездне не подобрался, да и вряд ли хотел, он существует в плоскости почти неуловимых вещей, показанных, скажем, в эпизоде встречи главной героини с экс-бойфрендом, когда оба пытаются держать лицо, а погода за окном выдаёт их истинные чувства. Или фрагмента с девочками-близнецами, или рассуждения доктора о похоронах. Последний вообще можно отнести к одному из самых удачных эпизодов фильма.
Конечно, все эти тонкости имели бы больше смысла, если бы основные моменты фильма не провисали. Бойфренд Сары Питер (Бела Коале), всегда маячащий неподалёку, выглядит максимально однобоко. Не в актёре дело, характер не прописан. Как и персонаж Аарона Пола, который сыграл сурового инструктора, который зарабатывает тем, что готовит оригинальных людей или клонов к дуэлям. Да и что уж там, сама Сара. Кто она? Почему так борется за жизнь, которую ненавидит? Почему не отвечает на мамины звонки, куда ездит на работу, что её определяет, кроме просмотра порно и горы фастфуда по вечерам? Или такая безликость нужна для того, чтобы каждый зритель смог поставить себя на её место?
Ключевому моменту, когда героиня должна определиться, хочет ли она жить и готова ли бороться, уделяется предательски мало времени. А это самое важное! Принять решение превратиться в оружие, пойти против себя во всех смыслах, тренироваться до изнеможения и тратить все имеющиеся ресурсы.
Чтобы раскрыть мотивацию Небулы, Джеймсу Ганну хватило сорокасекундного эпизода в не самом серьёзном фильме, а здесь на это было всё время картины с режиссёром, который любит объяснять каждую мелочь, но решает, что здесь мы как-нибудь разберёмся без него. Прямо не фильм, а конструктор «сделай сам».
Может, так и задумано… Для Карен Гиллан, кстати, это не первый опыт игры двойника. В «Докторе Кто» в серии «Давай убьём Гитлера» она была не только спутницей Повелителя Времени, но и её клоном — машиной-убийцей. В документальном выпуске о создании смертоносного образа Гиллан рассказывала, как много нюансов нужно учитывать, играя нечеловека. В MCU этот скилл для неё тоже был не лишним. «Клон» — один из немногих проектов актрисы, где можно было бы, наконец, увидеть, как она играет обычного человека, но Гиллан почти не выходит за рамки депрессивного оцепенения, что, в общем, неудивительно, учитывая режиссёрский стиль и состояние её героини.
Как и человек, фильм неидеален, но определённо уникален. Конечно, если перебирать его по костям, возникнет немало вопросов, но есть среди них и хорошие, даже за пределами нытья «нужны ли мы настоящие хоть кому-нибудь?». Как насчёт: стоит ли продолжать бороться за жизнь, которая не приносит радости? Кем мы становимся в условиях неконкуренции? Бывает ли что-то хуже смерти? Ответов не будет, да и нужны ли они? На постере фильма Карен Гиллан с арбалетом и Карен Гиллан с мечом, похоже, думают, что им предстоит не смертельная битва, а фотосессия в журнале VOGUE. Давайте не будем их расстраивать.
В отечественный кинопрокат картина выходит 19 мая.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: