Все же помнят серию «Южного Парка», где Спилберг и Лукас анально измываются над доктором Генри Джонсом-младшим? Таким вот грязным… Да чего уж там грязным — очень даже отвратительным образом создатели самого стёбного из всех стёбных мультсериалов планеты и обстебали выход четвёртой части великой приключенческой серии. Уже тогда, в 2008-м, Харрисону Форду стукнуло 66 лет. А предпенсионная харя, как известно, не особо гармонирует с акробатическими финтами, схватками со злыми «рюсскими» и погонями по заблюренным перуанским джунглям. Впрочем, дуэт Спилберг-Лукас сумел добиться средней температуры по дому престарелых, где мирно отдыхают их прошлые творения про похождения величайшего археолога: в «Королевстве хрустального черепа» были и юмор, и адреналин, и широта постановки, и музыка Джона Уильямса, напоминающая, что у подзадолбанного Инди остался-таки порох в пороховницах.
Если в «Черепе» Спилберга Джонсу было 58 лет, то в «Колесе судьбы» Джеймса Мэнголда нашему любимому герою уже за 70, а играющему его Форду — за 80. Этому Индиане, как и любой другой его итерации, страсть как хочется рвануть на край света и выкрасть из какой-нибудь гробницы что-то древнее, наделённое ультимативными магическими свойствами, а потому привлекательное для узурпаторов всех мастей и званий. Вот только махаться старому профессору не с кем — Рейх рухнул, а Советы после событий четвёртого фильма успокоились. Да и в поездку с собой взять некого — жена ушла, сын полёг на фронте, давние друзья оморщинились и остепенились. Даже потешить самолюбие на лекциях больше не получится, ибо Индиана образца 1969 года — это более не привлекательный для похотливых студенток старпёр, готовящийся к заслуженной пенсии.
Очередной старик завыл свою прощальную песню: за последние пару лет мы успели проводить на последнюю миссию агента 007 в исполнении Дэниэла Крэйга, почти распрощались с дизелевским Торетто, застали отставку Тома Круза в роли лётчика Мэверика и совсем скоро пошлём в ту же степь шпиона Итана Ханта в его же исполнении. Финальное путешествие наметилось и для Инди. Режиссировал пятый и, судя по всему, последний для Форда фильм серии с подзаголовком «Колесо судьбы» Джеймс Мэнголд, который не так давно очень круто «зануарил» и освободил от супергеройских обязанностей мутанта Логана в исполнении Хью Джекмана. Да и «Индиана Джонс» вписывается в предпочтения Мэнголда — фаната классических вестернов и старомодных приключенческих фильмов. Ему в радость снимать кино о том, как кто-то странствует по диким землям, параллельно стреляя по плохим парням («Поезд на Юму»). Режиссёр уважает мужские истории и обожает препарировать души людей хоть и уставших, но не готовых сдаваться просто так («Ford против Ferrari»). Да и в экшен-комедиях постановщик шарит («Рыцарь дня»).
В «Колесе судьбы» Мэнголд, как и Спилберг в «Королевстве хрустального черепа», приставил к пожилому Инди молодого и дерзкого расхитителя гробниц (точнее расхитительницу, которую сыграла Фиби Уоллер-Бридж), обеспечил им родственные связи (в данном случае номинальные, так как авантюристка приходится Джонсу крестницей) и отправил искать античный артефакт, чтобы тот не достался злобному злодейскому злодею (в данному случае экс-нацисту, который хочет возродить Третий Рейх, с лицом Мадса Миккельсена). В ассортименте: скачки на полицейской лошади по нью-йоркскому метро, гонки на моторикшах по Танжеру, лазание по катакомбам в Греции и перемещение в иной пласт реальности. А в какой именно — спойлер. Скажем лишь, что в качестве макгаффина выступает ломающее законы физики изобретение Архимеда, а финал у «Колеса судьбы» намекает на то, что Индиана своё уже отпрыгал. А вот отпрыгала ли героиня Бридж, спрашивайте у продюсеров, потенциально заинтересованных в соответствующем спин-оффе. Хотя тщетная борьба «Колеса» за окупаемость в международном прокате надежд на такой расклад событий, честно говоря, не внушает.
В «Колесе судьбы», особенно по сравнению с оригинальной трилогией, очень мало Индианы. Раздачей люлей, шутеечками и разруливанием неразруливаемых ситуаций занята в основном героиня Бридж, чей персонаж — бой-баба и мозговитая археологиня по прозвищу Вомбат — отнимает у доктора Джонса и экранное время, и должность главного учёного-суетолога в кадре. Форд, конечно, постреливает в камеру ухмылками, носится где ни попадя, удар держит да и с огнестрелом, как и с фирменным кнутом, обращаться на старости лет не разучился. Однако Индиана Джонс в этом фильме — герой второго плана.
Мэнголд одарил его бенефисом во вступительном флешбэке, где молодой, нарисованный на компьютере Инди вместе с отцом Вомбата крадёт архимедову приблуду с нацистского поезда, уничтожая этот поезд прямо на ходу. Если не обращать внимания на местами аляповатую отрисовку цифрового лика молодого Форда, можно заключить, что эпизод этот вполне в духе старых фильмов серии. Что до сцен, где подвиги во имя исторической науки вершит не прыткий мужик средних лет, а задолбанный дедушка при содействии долговязой девахи, то они вызывают умиление. Видно, что дружище Харрисон и старается, и от процесса кайфует, но всё же былой энергетики в седовласом актёре, что вполне логично, не наблюдается.
Наверное, и к лучшему. Ведь через грань между умилением и кринжеванием очень легко переступить. Дай Мэнголд Форду больше задач и применения, «Колесо судьбы» наверняка превратилось бы в невнятный пародийный фильм с раздувшимся почти на весь хронометраж камео доисторического лицедея. Режиссёр Индиану от пенсии не отговаривает, а услужливо провожает на неё, осознавая, что герою, который вот-вот уйдёт на покой, надобно побольше демонстрировать свою ветхость.
Как летний блокбастер «Колесо судьбы» не фонтанирует. В плане экшена это фильм из разряда крепких середнячков, где шоустопперы скорее вносят разнообразие в процесс, а не вжимают в кресло. Композиции Уильямса вновь играют на фоне, сценарий от ветеранов серии, как и в былые времена, генерирует задорную шизу, Уоллер-Бридж прилично выкладывается, Мадс в роли карикатурного немецкого злого учёного смотрится органично. И драки здесь вполне драчные, и люли увесистые, и динамика к храпу в кинозале не располагает. Но всё же пятый «Индиана Джонс» — это не старое доброе приключение, скроенное по лекалам классики.
«Колесо судьбы» — это реквием. Пускай и исполненный в мажорной тональности, но свидетельствующий о том, что всё имеет свой конец. «Смиритесь, как раньше уже никогда не будет», — читается в глазах Индианы Джонса. Мэнголд этого не отрицает и позволяет нам ещё разок всласть поностальгировать в компании любимого героя, пытаясь, прямо как мы, когда стараемся лишний раз не беспокоить плохими новостями пожилую родню, не расстраивать старика словами о том, что ему давно пора успокоиться и повесить свою знаменитую шляпу на гвоздь.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: