← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 9 | Постеры / 5 | Разное | Фанарт |
Возрадуйтесь, давние коллекционеры комиксов про Карателя: с третьим томом полного собрания серии «Каратель MAX» от Гарта Энниса издательство «Комильфо» перешло от историй, уже выходивших в России в мягком переплёте, к ещё не добиравшимся до наших магазинов сюжетам.
И что даже приятнее, серия до сих пор не испортилась… хотя нюанс, конечно, есть.
Нюанс этот ждёт публику в середине тома — в сюжете под названием «Человек-кремень». Как и следовало ожидать, Эннис продолжает чередовать относительно самостоятельные циклы с явными сиквелами, и в этой истории Каслу предстоит вновь столкнуться с жестоким генералом Николаем Захаровым из «России-матушки», и с другими участниками прошлых историй. И всё бы хорошо, но… «Каратель MAX» — это, блин, нуар. Такой, что следует некоторым устоявшимся штампам едва ли не слишком трепетно. В частности, идее о том, что ничем хорошим жизнь во тьме не заканчивается.
И не поймите неправильно — нет ничего принципиально плохого в отсутствии хэппи-эндов. Но контраст — штука важная. Смерть персонажа пробирает куда сильнее, если ты веришь, что он может выжить. Люди не просто так высмеивают развешивание «флагов» над персонажами — заблаговременно возникающее чувство, что персонаж вот-вот откинется, сильно портит эффект от его гибели.
А нуар-истории в своей депрессивности, если длятся достаточно долго, склонны убивать тупо всех сколь-нибудь заметных персонажей. Ну, как первая часть Max Payne заканчивалась с кучей интересных героев в кобуре, только чтобы сиквел планомерно вернул и пришил всех и каждого (и тем важнее существование в игре альтернативной концовки, хоть немного разбавляющей этот парад предсказуемой до зевоты «драматичности»). И в «Человеке-кремне», увы, становится очевидно: если Эннис и оставляет каких-то персонажей в живых, то лишь ради их убийства в будущем. А с приходом этого осознания начинаешь куда меньше сопереживать и героям, и злодеям — очень уж отвлекают висящие у них над головами таймеры.
Впрочем, на отдельных самостоятельных историях это толком не сказывается — там в выживаемость участников не веришь изначально, а потому воспринимаешь происходящее, как этакий мафиозный слэшер. Хорошо, если будущие жертвы бандитов или Карателя окажутся личностями занятными и многогранными — сюжет от этого только выиграет. Но этот интерес не похож на сопереживание. Так, любопытство. Насколько близко очередные вражины подберутся к Каслу прежде, чем дать дуба? Насколько эффектной будет их смерть? Ну и всё в таком духе.
И тут читателей не разочарует ни «Барракуда», ни «Вдоводел». Первый сюжет книги вообще уходит в интересную сторону: в сторону большой корпорации, относительно случайно влезшей в игры со смертью. Конечно, её лидеры планировали вещи не слишком легальные и чреватые ужасными последствиями для невинных, но непосредственно в кровавых разборках участвовать не планировали. Увы (для них), в дело практически случайно оказался вмешан Каратель, на него пришлось натравить мощного бугая по кличке Барракуда, параллельно в верхах начал намечаться серьёзный раздрай (не без участия роковой красотки) — и завертелось. Завертелось увлекательно и не всегда предсказуемо — даже Касл то и дело теряет нить повествования. Жаль только, что нарисован цикл заметно хуже большинства историй в серии — ни в коем случае не плохо, но заметно менее детально.
Что же до «Вдоводела»… Технически эта история даже связана с прошлыми сюжетами, но не то чтобы очень ярко — просто внезапно выяснилось, что многие жёны убитых Карателем мафиози уже давно составляли этакий клуб по интересам — и в свете последних событий главным интересом клуба стала месть. Женщинам даже прописывают конкретных мужей из прошлых циклов, но давайте начистоту: это было совершенно необязательно. Сюжет работал бы ровно так же, будь они безымянными мстительницами. Ровно так же хорошо.
Что забавно — Карателя в этой истории очень мало. Его участие смахивает на этакое расширенное камео — ему выделена одна экшен-сцена в настоящем и несколько флэшбеков, а в остальном он лишь смотрит на происходящее со стороны и, если приходится, истекает кровью. Реально же повествование концентрируется на клубе бывших жён и паре других потенциальных мстителей с их трагичными предысториями — и даже финальные разборки проходят без участия Касла. Что-то подобное уже случалось в ирландском цикле из первого тома, но тут подход работает куда лучше — и персонажи получились интереснее, и судьбы их переплетаются куда хитрее (даже если в отдельные моменты сюжет начинает отдавать несерьёзным, искусственно преувеличенным стёбом).
В итоге третий том «Карателя MAX» пусть и делает очевидными отдельные шаблоны серии, становится очень достойным продолжением шикарного криминального экшен-цикла. И рекомендацию он получает не меньшую, чем его предшественники.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: