← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 8 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
А вот и ещё один повод проверить на практике теорию о том, что для чтения комиксов Marvel и DC совершенно необязательно разбираться в каноне — достаточно читать обособленные сюжетные циклы, написанные конкретными авторами. Книга «Росомаха. Враг Государства» вобрала в себя продолжительный забег на 13 глав, проведённый с Росомахой Марком Милларом, одним из самых успешных авторов комиксов за многие годы (спасибо многочисленным, а иногда ещё и удачным экранизациям типа фильмов «Пипец» и «Kingsman: Секретная служба»). И да, 12 из этих глав действительно рассказывают отдельную законченную историю. Но так ли она самостоятельна?..
Ну… не совсем. Конечно, о каком-нибудь яростном непонимании происходящего речи идти не будет — Миллар умеет рассказывать чёткие и понятные, но увлекательные истории с кучей зрелищного экшена. Но и оценить по достоинству все элементы повествования неофиты едва ли смогут. Скажем, Профессор Икс в этой истории мёртв — и чёрт его знает, когда и почему это случилось. Среди персонажей довольно активно участвуют несколько Людей Икс, а переход одного из них на сторону тьмы является важной частью второй половины книги, но изрядная часть читателей даже не будет знать, кто этот персонаж, и почему его судьба должна беспокоить их сильнее, чем судьбы случайных агентов «Щ.И.Т.», чьими трупами усеяно произведение.
Впрочем, сильнейшее недопонимание возникает во время потасовки с участием Мэтта Мердока, где мысли Логана постоянно скатываются к зависти — дескать, на Сорвиголову постоянно вешаются бабы, а Росомаха никому не нужен. Понятно, конечно, что именно фильмы с Хью Джекманом превратили Росомаху в секс-символ, но неужели он когда-то считался прямо-таки непопулярным у девушек персонажем?.. Да и фильмы к моменту выхода «Врага государства» уже существовали, добавляя происходящему странности… Чёрт бы с ним, конечно, этот момент не имеет практически никакого отношения ни к чему в сюжете. Но он удивляет похлеще любых сознательно внесённых Милларом сюжетных поворотов, так что упоминания всяко заслуживает.
Однако же перейдём к истории. Чем порадует публику, не испугавшуюся-таки отдельных недопониманий, «Враг государства»? Увлекательным, мрачным, «кровавым» экшеном с минимумом тормозов и кучей действующих лиц. Несколько злодейских организаций объединяют усилия в последней отчаянной попытке захватить мир — похищают Росомаху, промывают ему мозги и принимаются натравливать на других героев Marvel-вселенной (типа Сорвиголовы или Фантастической четвёрки), чтобы либо поймать себе больше потенциальных солдат, либо ослабить врагов, либо похитить их технологические ноу-хау. И какое-то время план даже работает, так что без малого половину книги вы сможете наслаждаться Росомахой, которому размыли моральные рамки и дали разгуляться вовсю. Хотя ладно, чего это мы: вторую половину книги вы будете наслаждаться ровно той же картиной, просто у Логана сменятся цели, а об отсутствии моральных норм будет заботиться не промывка мозгов, а жажда мести.
Теперь присмотритесь к прошлому абзацу. Видите кавычки вокруг слова «кровавым»? Они там, увы, неспроста. Цикл «Враг государства» выходил в рамках обычного комикса про Росомаху, и рейтинговые ограничения на него накладывались соответствующие. В итоге доходит до смешного: закадровый голос Логана описывает жуткие сцены с летящей во все стороны кровищей, конечностями и внутренностями, а рисунок показывает чистенькие, мирно лежащие тела без видимых повреждений. Ну и мат запикивают, куда же без этого. Зато куколдизм и геронтофилия раскрываются по полной (спасибо злодеям) — ну, насколько возможно сделать это, не показывая сексуальный акт.
Досадно, в общем, что «Росомаха. Враг государства» — не отдельный самостоятельный графический роман, а сюжетный цикл из недр регулярного комикса. Это накладывает ограничения и на сюжет, и на его подачу. И местами чертовски очевидно, что Миллару эти ограничения служили именно помехами, а не источниками дополнительного вдохновения. И всё-таки недостатки недостатками, а книга у него получилась удачная. И, пожалуй, даже полноценная — несмотря на отдельные вышеперечисленные мелочи. Конкретная история, рассказанная здесь, обладает чёткими началом, серединой и концом, а враги в финале оказываются разбиты настолько ультимативно, насколько это возможно в рамках бесконечных комикс-вселенных. Даже нехватка кровищи или зацензуренный мат будут для кого-то не недостатком (как для нас), а достоинством. Ну а на отсутствие утомляющей желчности в адрес супергероики, захлестнувшей Миллара в его поздних работах, и вовсе жаловаться грех.
Что же до последней главы, то в ней рассказывается история, обособленная вообще от всего на свете. Она не то чтобы глубока или невероятно необычна, но очень здорово работает за счёт контраста с предыдущими главами. Это хоррор-флэшбек о временах Второй мировой, где Логан молча сводит с ума заведующих концлагерем фашистов, используя для этого свою регенерацию и устойчивость к побоям. Стильно, эффектно, а в конце книги ещё и приводится занятная история создания этого сюжета. Не самая обязательная глава в истории Росомахи, но всё равно приятно, что её добавили в книгу.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: