← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 6 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Егор (Игорь) Летов и Янка Дягилева — люди известные для нашей музыкальной сцены. Янка из жизни ушла очень рано, причём в прямом смысле: ушла и не вернулась. А вот Егор-Игорь «прогудел» сильно дольше, а после смерти увековечился в нашей культуре. Самыми популярными новомодными ИИ-певцами в русскоязычном сегменте являются Цой, Горшок и…правильно, Летов. Янке такое не досталось, и к лучшему, если говорить откровенно. Ведь даже появление этого комикса вызывает вопросы.
На этот раз замахнулись на биографии сразу двух человек, уместив всё в 72 страницы. На самом деле страниц меньше, ведь многие из них отданы под альтернативные обложки и вырезанные фрагменты. Так что на рассказ про жизнь этих двух личностей приходится не так уж и много.
Говорят, жизнь любого человека — это целая вселенная. Даже у какого-нибудь алкаша, единственный достойный поступок которого — умереть от запоя в возрасте тридцати лет. Пусть кривая и заскорузлая, но она была. Здесь же нам представлены две личности. Обе — поэты, обе играли музыку и пели свои стихи, да какие! И вот эти две вселенные ненадолго пересеклись, что читателю и показывают. Но получилось… телеграфно. Родились, окончили школу, провалили институт, встретились, попели вместе, разошлись, одна умерла, другой продолжил. Конец.
Вот такие дырочки в ткани мироздания, сквозь которые любознательному читателю предлагается смотреть на маленькие фрагменты из двух жизней. Получился ряд из точек, который окончился ещё одной — большой.
В этих «дырочках» видно кучу людей, которые ничего особенного фанатам не скажут. Но можно понять, что некто Башлачёв сильно повлиял на Янку. А СашБаш (как называли его близкие) был культовой музыкальной фигурой, покончившей жизнь самоубийством. Его творчество и подвигло Янку писать стихи, а вот уже Егор повлиял на то, что она вообще стала петь.
Всё это началось в Сибири в конце 1980-х, когда уже Союзе начал разваливаться. А Летов, который до самого конца, по сути, будет играть с разными людьми, впервые мощно «даёт говна», как он однажды выразился в живом выступлении. Группа «Гражданская оборона» тогда громила все устои: дикая музыка, не менее ярый смысл, обилие мата. Отчего — культовый статус и постоянные переписывания любых записей группы среди фанатов.
Дягилева же — простая сибирская девчонка, оставшаяся хиппи до самого конца, залетела в эту орбиту тогдашних панк-рокерских тусовок, да там и осталась. А потом ушла из неё навсегда. И комикс предельно сжато пересказывает эти моменты. Например, в нём присутствует фрагмент, как они с Егором отправились в бега, потому что ему грозила психушка во второй раз. Но ни слова про первый, а именно тот случай сильно повлиял на него и его творчество. Множество людей, встречающихся на страницах, даже старательно подписаны, но зачастую это мало что даёт человеку, который неглубоко погружён в тему.
В тогдашней ситуации все играли у всех, творчество кипело и бурлило, группы создавались, записывали альбом и пропадали, чтобы тут же возникнуть с другим названием и снова что-то творить. Летов первые альбомы создал за максимально короткий срок, в одну дуду, на своей квартире. За всех играл, стучал и орал.
Янка писалась у него и в основном выступала с псевдогруппой «Великие октябри», которая, по сути, была одним из составов «Гражданской обороны». Много выступала в акустическом варианте, но обычно шла за «ГрОбом», при этом всё равно умудрялась привлекать зрителей и заставлять их сопереживать после основного «рубилова». Да, тех оголтелых панков, что перед этим крушили мебель. Она могла и умела донести свои грустные песни до слушателей, пробивая их на слёзы. Это тоже вскользь показано в комиксе.
Зато в комиксе мелькают названия альбомов «ГО» того времени, а именно строчки из песен, наименования немногих сборников Янки и моменты из её творчества. А также ссора, которая, если судить по комиксу, в итоге и привела к печальным последствиям. Янка и Егор в своё время встречались, а потом разошлись. Два творческих человека, и каждый со своим видением: как понимаете, им было сложно ужиться друг с другом в этом плане. Дягилеву тянуло к совсем другой музыке, а Летов хотел «мяса» и крутил такой звук на её альбомах.
И вот это всё вкратце пролетает перед глазами читателя и пропадает в воронку времени. Зато имеется большой разворот с красивой волной и качелями (Янка утопилась в реке, хотя этот момент так до сих пор и неясен), а затем крупным планом показывают слезу Егора. Здесь все, наверное, должны рыдать как минимум полчаса, не иначе. Проблема в том, что изложение в стиле «многоточие, смерть» не даёт эффекта. Причина? Слишком многое осталось за кадром, и люди, которые не в курсе некоторых моментов истории «Гражданской», не поймут, или их вообще не пробьёт на эмоции вся эта драматичность.
Рисовала комикс Ольга Лаврентьева, и её несколько панковское, порой до карикатурности чёрно-белое изображение хорошо ложится на повествование. Эффект получается вполне «говнарский», что и требовалось — в духе творчества одного их главных героев комикса. Также имеется множество альтернативных обложек, как и в недавнем комиксе про Владимира Маяковского. Одна из них — это чистый фанфик, изображающий Янку и Летова на кухне с детьми. Также есть вырезанные фрагменты, вызывающиеочень много вопросов. Не очень понятно, почему их не доработали и не включили в историю. Остаётся гадать: то ли сценарий часто переделывался в процессе создания комикса, то ли были другие причины.
Книгу, как утверждается, одобрили близкие музыкантов с обеих сторон. А в описании сказано, что она для фанатов. Что ж, и правда. Если вы ничего не знали о героях комикса, то, конечно, что-то поймёте после его прочтения. Только это будут кусочки большой картины, удел которых просто лежать в углу памяти и покрываться пылью.
А вот желающим приобщиться можно посоветовать для начала просто послушать музыку обоих исполнителей. А ещё почитать книжку «Янка. Сборник материалов». Она, в отличие от Егора, не давала интервью вообще, поэтому в книге публикации статей и прямая речь близких людей. Чтение познавательное и открывающее много нюансов. Например, все до одного утверждают, что она была чрезвычайно весёлая. Песни отдельно, поведение в жизни отдельно. Этого в комиксе просто не ощущается.
Что касается Летова, то вышло несколько книг интервью с ним, разных годов, что позволяет вдоволь насладиться палитрой изменений его взглядов. Он всегда был против, только постоянно против разного. А произошедшее с Янкой воспринимал этапом борьбы и считал сильным поступком.
Получается, этот комикс действительно для больших фанатов, которые знают всех действующих лиц. Да и хорошо знакомы с общим положением вещей, а потому их может зацепить драматический элемент. Хотя и не должен, ибо панк. Но вот для чего он был сделан именно так — непонятно. Комикс начинается ранними строками Янки из песни «Печаль моя светла», а заканчивается песней из последнего альбома «Ангедония» (состояние, когда нет никаких чувств). И это так продуманно. Только вот у Янки есть другая песня, с незамысловатым и вполне подходящим названием: «Продано!».
Коммерчески успешно принародно подыхать
О камни разбивать фотогеничное лицо
Просить по-человечески, заглядывать в глаза
Добрым прохожим.
О, продана смерть моя!
Продана.
И не поспоришь.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: