← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 5 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Не верьте попыткам выставить Питера Паркера трагичным персонажем — в его жизни хватало светлых пятен. Но так уж выходит, что самыми важными и запоминающимся, поворотными моментами в жизнях долгоживущих персонажей зачастую оказываются именно их худшие дни. Дни вроде тех, которые освещены в сборнике «Человек-паук. Утраты».
Странная точка входа в серию, издававшуюся у нас, кажется, куда активнее чего угодно в Marvel-комиксах, спору нет… но и на удивление неплохая. Она не заходит за пределы классики, а потому не требует знания масштабных событий и сложных схем взаимоотношений между персонажами разных Marvel-франчайзов, но в то же время уверенно прыгает между шестидесятыми, семидесятыми и восьмидесятыми годами, наглядно демонстрируя развитие комиксов как художественной литературы.
Цепочка утрат Питера Паркера начинается, как все прекрасно знают, ещё в начале его пути. Да, стартует книга в легендарном 15-м выпуске «Удивительного фэнтези», представившем миру историю становления Человека-паука. И по современным меркам это, конечно, полнейшая дрянь. Хороший, даже замечательный концепт, краткий синопсис для чего-то, что в руках настоящего писателя могло бы стать шедевром. Но написан он максимально топорно, переходы между сценами кондовые, а всем привычной наставнической роли дяди Бена просто-напросто нет. Да, дядю уже тогда убил тот же преступник, которого поленился задержать зазвездившийся Питер, но в этой версии Бен — просто любимый дядя героя, а вовсе не автор легендарной мысли «С великой силой приходит великая ответственность». В мире комикса её вообще никто не произносит, она достаётся читателям в сопроводительном тексте рассказчика.
Дальше действие перескакивает из 1964 года в 1970-й. Комиксы начинают серьёзнее подходить к структуре повествования, пересечению параллельных сюжетных линий, развешиванию ружей и тому подобным вещам, позаимствованным из «взрослой» литературы. Хорошо написанными это их пока не делает — авторы всё ещё не верят в способность рисунка говорить за себя, а потому навязчиво вкладывают в уста и мысли персонажей объяснения происходящего на странице. Но прогресс всё равно налицо, и под местами слабенькими текстами скрывается большая и увлекательная история в пяти главах, которая начинается с противостояния между Пауком и Осьминогом, перетекает в обвинение Паука в убийстве отца Гвен и любимого всей полицией детектива Джорджа Стейси, а заканчивается борьбой с коррупцией, где в не совсем привычных для себя ролях оказываются и работники The Daily Bugle, и один из Людей-Икс.
Следующий прыжок куда короче: всего через пару лет редакторы в Marvel решили (не в последний, блин, раз), что счастливые отношения неинтересны, а Питеру и вовсе нельзя оставаться без подросткового ангста, и потому жестоко убили (руками самого Паука, по сути) одну из популярнейших героинь в серии — Гвен Стейси.
Людям, знакомым с «Человеком-пауком» по мультсериалу из девяностых или фильмам Рейми, это может показаться странным — какая, к чёрту, Гвен, когда у Питера есть Мэри Джейн. Но на самом-то деле в своё время Паркер был этаким Арчи — героем, которым в той или иной степени интересовались сразу две горячих красотки. И обе, что показательно, были классными героинями. Кто ж знал! Оказывается, не на пустом месте появилась великолепная Гвен из фильма «Удивительный человек-паук», тянущая на себе весь фильм… Увы, по книге «Утраты» вы с ней особо познакомиться не успеете. Конечно, она активно участвовала в цикле с гибелью её отца, но следом наступают Зелёный гоблин, мост, падение и свёрнутая шея.
…Ух. Вершиной сценарного мастерства «Ночь, в которую погибла Гвен Стейси» всё ещё не является. Но даже так эта история умудряется пробирать. И страшно подумать, что чувствовали в 1973 году читатели, столкнувшиеся с подобным поворотом впервые… Неудивительно, что этот комикс считается поворотным моментом, убившим невинность комиксов и закончившим их серебряный век.
А ещё неудивительно, что на этом история просто не могла закончиться. Люди могут сколько угодно рассказывать, что месть не приносит удовлетворения — отсутствие достойного воздаяния за подобный поступок удовлетворило бы их куда меньше. Гоблин должен был умереть. А значит, должен был умереть и Норман Осборн — отец лучшего друга Питера. А значит, за два выпуска герой потерял не одного, а сразу двух близких людей. И это, конечно, сильно. Но едва ли не сильнее всего в этих двух выпусках пробирает концовка. Маленький момент, когда разъярённый на всех и вся Питер забрасывает беспочвенными оскорблениями Мэри Джейн, прогоняет её и остаётся тихонько рыдать у себя на диване, а собравшаяся было уйти Эм-Джей берёт и… остаётся. Да, иногда раскрыть невероятную силу характера персонажа можно без единого слова и пафосных экшен-сцен… Окей. Местами эти две главы всё-таки заслуживают звания вышеупомянутой вершины сценарного мастерства.
Но, как бы важны ни были перечисленные серии, а главная «мякотка» книги начинается дальше. «Смерть Джин Девульф» — история, за пределами «Утрат» в России не издававшаяся. История, которая охуительна от начала и до конца.
Даже по меркам относительно приземлённых ранних лет «Смерть Джин Девульф» — ну очень приземлённая история. Никаких суперзлодеев: просто сильный, безумный и раздражающе неглупый мужик с дробовиком и в обычной зелёной балаклаве. Убийца, который взбудоражил весь Нью-Йорк своей жестокостью и выбором жертв среди уважаемых членов общества. И взбудоражил настолько, что даже ненавидящая Паука полиция начинает активно с ним сотрудничать.
Новичок Питер Девид написал просто шикарную историю, напоминающую нуар-детективы куда сильнее, чем обычные приключения Человека-паука. В каком-то смысле у этого цикла (на четыре главы основного сюжета и три главы-продолжения) больше общего с легендарным «Долгим Хэллоуином» Лоэба, чем с обычными приключениями Паркера, но от того только интереснее. За свой цикл в двух частях Девид успевает и нового интересного злодея создать (причём такого, которому при этом явно позволят избежать постоянных возвращений — спасибо приземлённости концепта), и наполнить жизнь Паркера тяжёлыми моральными дилеммами, и стравить его с Сорвиголовой, чтобы два защитника справедливости смогли вдоволь поразмыслить над тем, чем же эта самая справедливость является. Появление Электро в сиквеле даже упоминать не хочется — ибо он хорош, но всё равно теряется со своими спецэффектами на фоне сурового бугая с двустволкой. Но главное в истории не всё перечисленное, и даже не две страницы фотосессии с Мэри Джейн в нижнем белье, явно заканчивающейся сексом где-то на потолке за кадром. Главное — диалоги. Работа Питера Девида — главная причина, которая позволяет уверенно обзывать легендарные истории шестидесятых и семидесятых посредственно написанными. Потому что вот как надо писать. Хлёстко, умно, с уместным юмором и живыми разговорами, раскрывающими характеры их участников. Пожалуй, имя этого автора стоит запомнить и при случае приобщиться к другим его трудам, даром что «Смерть Джин Девульф» навеки осталась для публики любимым его произведением.
Но мрачная нуар-драма о проступках и их последствиях — не то, на чём хочется заканчивать чтение супергеройской книги. И потому в финале «Утраты» предлагают обратиться к чему-нибудь посветлее: двум историям из цикла «Что, если?». В одном из них выживает Бен. В другом — Гвен. И если история о Бене просто неплоха, то сохранение жизни Гвен закручивает жизнь Паука едва ли не сильнее её смерти — за таким развитием событий было бы не грех последить и куда дальше одной неканоничной истории.
Других дополнительных материалов в книге толком нет — за вычетом подборки альтернативных обложек от разных художников, включая Тодда Макфарлейна. Но и на том спасибо — сборник получился на диво достойным, а истории в нём делятся на знаковые и шикарные или знаковые и шикарные разом. Ну и, что приятно, они неплохо читаются без знания контекста — покуда знаком с персонажами серии по другим произведениям типа мультфильмов и кино, само собой.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: