Уже пятый век английский король Ричард III служит олицетворением жестокости и коварства — таким он выведен в пьесе Шекспира.
22 августа 1485 года деревня Босворт, затерянная в центре Англии, вошла в историю. Рядом с ней разразилась смертельная схватка армий двух претендентов на трон — короля Ричарда III и Генриха Тюдора. Именно в этот день трон перешёл династии Тюдоров, а война Белой и Алой розы канула в Лету.
Последние минуты, Ричард III мечется по полю битвы, восклицая: «Коня, коня! Всё королевство за коня!» Будто бы понимая, что это конец, который долго его поджидал, он всё же в агонии бесцельно блуждает из стороны в сторону, надеясь на спасение. В итоге граф Ричмонд — таков был титул Генриха Тюдора — лично убивает его в поединке, восклицая над трупом: «Победа наша, сдох кровавый пёс!» Занавес, злодей повержен! И тут зрители могут согласиться с Генрихом, ведь Ричард у них на глазах за последние два часа пролил море крови: по его приказу были убиты его жена леди Анна, брат герцог Кларенс и двое малолетних племянников — король Эдвард V и герцог Ричард Йоркский, не говоря уже о множестве знатных лордов. Вдобавок нельзя забывать про убийства, совершённые им ранее, — короля Генриха VI и его сына Эдварда.
Все эти злодеяния Ричард совершал не просто так, а с явным наслаждением. Он утончённый злодей, цитирующий классиков и произносящий в своё оправдание длинные монологи. Именно монологи в фильме могут подсказать зрителю все планы и чувства монарха в тот или иной момент.
Но давайте вернёмся в начало. В первом же монологе, которым открывается серия, Ричард прямо говорит зрителю: «Решился стать я подлецом». Причина проста — Ричарда никто не любит. Жизнь его неудачлива, потому что он урод. Перед нами предстаёт закомплексованный человек. Когда он ковыляет по улице, люди смеются (даже малолетний племянник-принц насмехается над ним и передразнивает его), мать не воспринимает всерьёз, а собаки поднимают лай. С самого детства, растя со своими многочисленными братьями — образцами физической красоты, он, деформированный ребёнок-калека, чувствовал себя изгоем. А нападение Маргариты с отрядом на дом Йорков, убийство Эдмунда Клиффордом на глазах у Ричарда и смерть Ричарда-старшего наложили большой отпечаток, незамедлительно изменив расклад истории. Зритель видит, что это начало краха Йорков. Ричард-старший был опорой и центром семьи. Плюс для Ричарда он был не просто отцом, а примером для подражания. В момент, когда Ричард теряет самого важного человека в своей жизни, его сердце безвозвратно чернеет, ведь он остаётся один. Ричард тоскует о любви и семейном счастье, но уверен в том, что полюбить его нельзя. Он настоящий изгой, не злобный от природы, но должный найти свой путь, чтобы выбраться из всего этого, — и он выбирает политику. Власть — вот единственная отрада, и он решает, что добьётся её, даже если при этом душа его станет столь же отвратительной, сколь и внешность. Если между ним и троном стоят чужие жизни, он должен их отнять, «расчистив путь кровавым топором». Дабы доказать всем, а главное, самому себе, что несмотря на свой неказистый вид, он может стать королём. Ради этого ему не жаль ничего и никого. Ричард виртуозно лицемерит, гипнотизируя окружающих, которые не хотят узнать в нём своего палача. Чем ближе он к очередному злодеянию, тем слаще его улыбки и горячее объятия. Герцог Кларенс, по навету брата заключённый в Тауэр, до последнего надеется на поддержку Ричарда, но тот велит утопить его в бочке с вином. Вынудив выйти за себя замуж леди Анну — вдову погубленного им принца Эдварда, Ричард убивает и её, чтобы жениться на собственной племяннице Элизабет и упрочить права на трон. Список злодеяний так велик, что уже нельзя найти всему происходящему оправдание. Разве только то, что Ричард III был рождён в чрезвычайно жестоком веке и всецело придерживался его принципа: «Убей или будешь убит!»
Шекспир показал на примере Ричарда III, как тот из способного, но довольно посредственного правителя превратился в настоящего гения — но гения зла. Становясь королём, он отвергает все нормы и вершит судьбы людей. Для него не существуют правила, только желание получить всё. Но в мире Шекспира за преступлением неизбежно следует наказание. Получив заветную корону, Ричард чувствует, что близится его конец. Ведь ему больше нечего желать. К чему стремиться? Все враги уничтожены, бои выиграны. И тут у короля просыпается совесть. У каждого её укора есть имя, и каждый ведёт свой рассказ. Они приходят в образе духов убитых им людей, тем самым доводя Ричарда до крайней точки. А далее дело за малым, Генриху Тюдору остаётся довершить его поражение своим мечом. Финал. Пьеса сыграна, урок преподан. В последние секунды фильма зрители видят бесчисленное множество павших в жестокой войне Роз. В борьбе за власть Ричард III потерял доброе имя, корону и жизнь, вошёл в историю как предатель и убийца.
На протяжении пяти веков было неизвестно, где же погребён Ричард. Его останки нашли случайно — под автомобильной парковкой. В 2015 году в Англии похоронили «проклятого короля». За пять дней провинциальный английский город посетило столько туристов, сколько прежде и за год не набиралось. Последнее пристанище Ричарда III — теперь главная местная достопримечательность. И десятки тысяч британцев готовы часами стоять в очереди, чтобы воздать ему почести. Пришлось ждать слишком долго, но может, сейчас так или иначе Ричард всё же получил свои признание, славу и любовь. Он не одинок, поскольку его имя навсегда вписано в историю.
Забавно, что на церемонию съехались потомки короля, а в их число входил актёр Бенедикт Камбербэтч, сыгравший своего венценосного родственника в телефильме. И как говорится, история развивается по спирали, неизвестно, судьбой или нет было предрешено, что играть Ричарда III будет его троюродный брат в 16-м поколении, но многие инсайдеры сразу начали подмечать сходство между двумя англичанами.
Камбербэтч действительно выделяется среди стаи британцев, осаждающих нынче Голливуд. Называя Ричарда III белой вороной в семье совершенных физических образцов, он мог бы так же сказать о себе в ряду оскаровских номинантов. «Моя карьера не зависела от того, как я выгляжу, — и это даёт актёру огромную свободу, так что у меня на самом деле нет какого-то тщеславия по данному поводу. В жизни я, конечно, иногда бываю такой „Боже, как же хреново я выгляжу“, но как актёра меня это никогда даже не беспокоило». Он слишком умён, чтобы не заметить назревающей аналогии с Ричардом III: «О, у меня было ужасное детство, я был безнадёжно заброшенным!»
Впрочем, сравнивать Ричарда III и Бенедикта Камбербэтча нет особого смысла; лучше посмотреть фильм и лишний раз убедиться в таланте актёра. Однако Камбербэтч был выбран на роль Ричарда III не только из-за одарённости, но и потому, что он парень из «Шерлока», парень, которого обожают фанаты и чья популярность растёт с каждым годом. На сегодняшний день он превратился в нечто большее, чем просто очень хороший актёр. Есть надежда, что Камбербэтч окажется достаточной приманкой, чтобы привлечь к Шекспиру молодую аудиторию (да и аудиторию вообще), поскольку единственной придиркой к «Пустой короне» было то, что это элитарное искусство и что куча денег BBC потрачена для услаждения относительно небольшой аудитории.
«Думаю, одной из самых замечательных вещей, когда приглашаешь такого, как Бенедикт, является надежда, что с ним придёт публика, — говорит исполнительный продюсер сериала Сэм Мендес. — Помимо того, что он блистательный актёр, он также достаточно знаменит, и у него большая телеаудитория, наряду с Хиддлстоном (игравшим в первом сезоне) и всеми остальными. Вы должны дотянуться вон до того зрителя, если чувствуете, что он там, снаружи, и надеяться, что он откроет это для себя».
Он прав. И если Камбербэтч, человек, для которого весь мир — театр, не сможет заставить общественность смотреть Шекспира, то кто сможет?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: