Реклама
   
   
«Абсолютные» Бэтмен, Супермен и Чудо-женщина вступают в бой на свежих обложках своих личных комиксов Шпионский экшен с Холли Берри и Марком Уолбергом на Netflix получает сдержанные похвалы от критиков «Йеллоустоун» без Кевина Костнера — вышел трейлер финальных серий неовестерна Триллер «Замри» остался лидером стриминга Netflix на хэллоуинских выходных Любить всех человеков: первый взгляд на жуткого робота «М3ГАН 2.0»

Операция в Красном море

Operation Red Sea

«Без народной армии у народа не может быть ничего»

В 2015 году случилось незаметное для широких масс событие, которое, однако, было взято на заметку шизомилитаристами, гиками и просто поклонниками боевиков на военную тематику: фильм «Война волков» очень неплохо стартовал в прокате и суммарно собрал свыше 87 миллионов долларов. Стало ясно: китайский агитпроп пользуется спросом на родине, и дальше будет больше. Дальше было больше — в 2017 году вышли «Война волков 2» и «Небесные охотники». «Война волков 2» собрала в домашнем прокате 854 миллиона долларов и стала самым кассовым фильмов китайского проката 2017 года; «Небесные охотники» выступили скромно, подняв лишь около 40 миллионов. Но каток было уже не остановить. Следующим фильмом, гордо пишущим в начальных титрах строку «Народно-освободительная армия Китая представляет», стала «Операция в Красном море». Собрала она 575 миллионов долларов, что, на минуточку, больше, чем заработали в Китае «Мстители: Война бесконечности», «Звёздные войны: Последние джедаи» и «Хан Соло: Звёздные Войны. Истории» вместе взятые.

Фильм взял за основу события 2015 года в Йемене, когда 25 марта коалиция под предводительством Саудовской Аравии начала военное вторжение, чтобы поддержать поставленное ими марионеточное правительство. 26 марта группа военных кораблей НОАК, находившаяся в антипиратском походе у побережья Сомали, получила приказ разворачиваться и эвакуировать китайских граждан и иностранных работников китайских компаний. Два фрегата проекта 054 и судно снабжения эвакуировали в сумме около 800 человек. Авторы фильма оставили только один фрегат, Йемен переименовали в Республику Йевар, нарисовали плохих и хороших, добавили абсолютно не нужный макгаффин и послали морских пехотинцев отбивать китайских заложников у плохих повстанцев.

Главного героя тут нет. Несмотря на то что командир группы спецназа может номинально претендовать на эту роль, экранное время поделено между всеми участниками более-менее поровну и каждому дано по маленькой сюжетной линии. В центре внимания капитан, связист, медик, пулемётчица, снайпер, наводчик, подрывник и стрелок. Последний является единственным человеком, лицо которого отличается от лиц всех вышеперечисленных за счёт формы скул. Фактически на экране работает целое отделение; дополнением является сюжетная ветка гражданской журналистки. Можно понять проблему, стоящую перед сценаристами и зрителями, ведь порой различить между собой людей в униформе весьма тяжело (а уж европейцам и подавно). При этом совсем уж упрощать персонажей до уровня стереотипов не хочется. Тем не менее, авторы справились на вполне пристойном уровне. Не столько переживаешь за персонажей, сколько понимаешь, что они за люди.

Наибольшее внимание уделено, пожалуй, снайперской спарке, и сценаристов можно откровенно похвалить за отказ от стереотипного меряния пиписьками в духе Голливуда. На сцене профессионалы — и ребячество, право, ни к чему. Аналогично можно похвалить и подход к изображению девушки-стрелка: никаких новомодных закидонов на тему силы, независимости и фиолетовых волос нет, это радует. Вместо SJW-пропаганды тут пропаганда товарищества и качеств, необходимых каждому бойцу Народно-освободительной армии.

Герои справляются за счёт профессиональной выучки, техники и тактики. Они спасают китайских граждан, а потом их посылают освободить последнего заложника со словами: «Наша миссия — донести до каждого террориста, что нельзя трогать китайского гражданина». Тут начинается то, ради чего стоит смотреть фильм. Дело в том, что современный западный агитпроп (который официально таким не является, конечно же) нацелен на подростковую аудиторию. А значит, если бюджет большой, то пострелушки будут стерильными, насилие мультяшным, а угроза ненастоящей. С рейтингом R, как правило, делается независимое кино с антивоенным, гуманистическим, христианским или либеральным посылом. «Операция в Красном море» является очень дорогим фильмом, в котором жестокость не мультяшна. Подозрения у зрителя могут появиться уже на сцене с водителем-смертником, которая демонстрирует всё натуралистично и красочно и призвана вытащить зрителя из зоны комфорта. «Зритель! Война — это не игрушки!» — говорит фильм. Но зритель не слышит, потому что весь означенный натурализм происходит не с главными героями. Зритель видел все подобные фильмы и знает, что герои неуязвимы и ничего плохого с ними не случится. Вторая баталия усиливает эту уверенность, ибо все краснорубашечники гибнут, а герои отделываются парой царапин. А потом начинается финальное рубилово в этой арке. Герои оказываются в ситуации, где просто тактики и техники недостаточно, они вынуждены полагаться уже на другие качества, такие как умение адаптироваться, личное мужество и тому подобное. В этот момент фильм со всей дури бьёт зрителя под дых. Как выше упоминалось, натуралистично и красочно. Мы не увидим такого в голливудском кино, потому что там делать так уже не принято. Мы не увидим такого в российском кино, потому что большая часть российской творческой интеллигенции военных откровенно презирает и снимать пропаганду не умеет, не хочет и не будет. «Операция в Красном море» в этом отношении уникальна отсутствием лицемерия и экономии на пиротехнике, гриме и красной краске.

Бензина на взрывы не жалеют, разрушаемость навевает ностальгию по Battlefield: Bad Company 2, а компьютерная графика… ужасна. Серьёзно, на некоторые вещи смотришь как на артефакты из начала нулевых. Это касается и постановки отдельных сцен, которые выглядят как живое воплощение крутизны образца 1996 года, с заваленным горизонтом, слоу-мо, крупными планами технических примочек и прочими клише времён «Бэтмена и Робина» и «Миссия невыполнима».

Фильм играет на фантазиях населения как на скрипке. Что, по сути, он предлагает? Побеждать умелого и сильного противника, который, тем не менее, полностью обезличен и дегуманизирован, а потом погибнуть (или не погибнуть — как повезёт) в неравном бою во имя товарищества, братства и защиты милых китайских граждан и гражданок (в основном гражданок) на далёкой чужбине. Сублимированная фантазия современного городского подростка, у которого жизнь расписана от детского сада до могилы и никакого героизма в этой жизни не предвидится, только серость трудовых будней типичного «белого воротничка». «Операция в Красном море» — это рыцарская баллада постиндустриальной эпохи. Три с половиной аккорда на тему бравых воинов, побеждающих чудовище. Если вы готовы принять реалии жанра со всеми его недостатками — вы получите удовольствие от просмотра. Если вы ждёте от правительственной пропаганды откровений в духе «Взвода» — не тратьте время.

   
   
Поделиться:
Иван Петров
24 июля 2018

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
65%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии