Антиутопия, старательно мимикрирующая под утопию, — штука не новая. Но что если она разместится в Гималаях? На вершине горы, в селении йети? С каждым уточнением всё чудесатее и чудесатее. И это не единственное, чем «Смолфут» умудряется удивить.
Он оказывается музыкальным — причём как минимум три песни в нём весьма хороши, например перепевка хита Queen и Дэвида Боуи Under Pressure с новым текстом. Да и сам мультфильм внезапно неплох — и он более взрослый, чем можно было бы ожидать от развлекательного зрелища с рейтингом «6+». Манипуляция общественным сознанием, остракизм, убийства — не все они показываются в кадре, что-то лишь упоминается, но и этого достаточно.
Менее острая, зато воистину сквозная (охватывает четыре семьи) тема — отношения родителей и детей. Осложняемые неспособностью услышать и понять друг друга.
Мотив непонимания авторы вывели во всех смыслах: для человека речь йети звучит как невнятный страшный рык, а для йети речь человека — как невнятный забавный писк. Но давно известно, что коммуникация возможна и без слов — если этого хотят обе стороны. Через жесты, рисунки, поступки. Недаром именно после ряда действий один из персонажей наконец говорит: «Я тебя услышал».
Оптимизма вплоть до наивности «Смолфуту» не занимать. Однако верят же некоторые люди в йети — вопреки всему скепсису официальной науки. Почему бы не поверить и в то, что если открыть забрало и душу, то туда не прилетят копьё или плевок?
Светлый тон мультфильма проявляется и в отсутствии персонифицированного зла. Беды приносит всё то же непонимание. Как его победить? Для начала выслушать разные точки зрения. Микрофон здесь открытый, поэтому антагонистичная сторона выходит к нему, чтобы разъяснить свою позицию. Ну и спеть заодно.
Пример столкновения мнений: «Мы считаем чудовищами их, а они — нас, это надо как-то исправить» против «Они думают только о себе — значит, и мы должны поступать так же». Или призыв «Любопытным будь!» против пословицы «Любопытство сгубило яка». Легко угадать, где тут сторона протагонистов. Однако у противоположного лагеря тоже есть резонные аргументы — тем сложнее и интереснее получается конфликт. Народные мудрости что-то да весят, даже если они откопаны в пыльном бабушкином сундуке, а по возрасту превосходят тот дуб, из которого сундук сделан. Да и пятнадцатый камень Хранителя, гласящий: «В неведении блаженство», может найти поддержку. Причём не в мультяшном завете, а в реальном (пусть и по методу от противного) — прославившийся своим умом царь Соломон говорил: «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». А Микеланджело Буонарроти — тоже не последний человек в мировой истории — писал в стихотворении: «Отрадно спать — отрадней камнем быть». И народная мудрость тут как тут: «Меньше знаешь — крепче спишь». Вовсе не обязательно соглашаться с этими мыслями — но полезно понимать, чем они обоснованы и почему для кого-то важны. А также помнить, сколь тонка грань между смелостью и глупостью, между оптимистичностью и беспечностью, между новыми горизонтами и новыми угрозами.
Правда, до всех этих дилемм дело доходит отнюдь не сразу. Начинается мультфильм незатейливо: вот рассказ героя о себе, вот экскурсия по месту действия, вот набивший оскомину штамп с неподтверждённым открытием. Юмор тоже простой: такие гэги и персонажи мелькали на экране не раз и не два. Даже конкретно концепт добрых йети не нов, вспомнить хоть «Гарри и Хендерсонов» тридцатилетней давности.
Но оптимистичный настрой и полифония мнений подкидывают бонусных баллов. Как и ключевой вывод о том, что нужно сохранять верность своим принципам и всегда оставаться человеком — не важно, снежным или не снежным. Размер ноги не имеет значения.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: