«Опять мать кривая», — может выругаться какой-нибудь компьютерщик, ковыряясь в материнской плате. И его счастье, если он не услышит от неё в ответ: «Сам ты кривой. А ну-ка…»
Здешняя Мать — чудо техники, самообучающийся ИИ, основой программы которого является любовь к людям. Но если у людей материнская любовь безусловная (в идеале), то у компьютера — ещё какая условная. И очень контролирующая. Неудивительно, что многие зрители воспринимают фильм как хоррор о токсичной семье с авторитарным матриархом.
Однако если распробовать сюжет, становится заметен библейский привкус: в именах, в «потопе»… А в паре сцен религиозные атрибуты появляются вообще прямо. К счастью, до игры на флейте дело не доходит. Зато налицо предпосылки для возникновения новой религии.
«Дитя робота» полнится отсылками к различным произведениям — от Ветхого Завета до современных компьютерных игр. Но что ценно, это не превращает его в лоскутное одеяло — сюжет вполне цельный и логичный. Даже то, что сперва может показаться ошибкой, в дальнейшем получает объяснение. Австралийские дебютанты Грант Спьютор и Майкл Ллойд Грин ухитрились на маленьком бюджете написать и снять полноценный научно-фантастический триллер, по-хорошему тягучий и напряжённый. Вдобавок с сильным кастом: старшие актрисы щеголяют известностью и парой «Оскаров», младшая — считается подающей надежды, в российский прокат на этой неделе выходят аж сразу два фильма с ней.
Да, именно «актрисы», а не «актёры» — в центре сюжета женская троица (а кто скажет, что Мать не женщина, пусть посмотрит на её «каблуки»! И послушает нежный голос Роуз Бирн заодно). Забавно представить реакцию на «Дитя робота» со стороны воинов за социальную справедливость: с одной стороны, всем тут заправляют сильные женщины, а с другой, за ними водятся обманы, убийства и прочие милые поступки. Как бы от таких контрастов какого-нибудь SJW пополам не разорвало.
Фильм полон этических дилемм — недаром на уроке героини решают соответствующие задачки и обсуждают труды Канта. Решения, к которым они приходят далее по сюжету, могут не вызывать симпатии — но они внутренне непротиворечивы и вызывают тот или иной эмоциональный отклик, это уже хорошо.
Потоковый сервис Netflix чем-то похож на Мать: вовсю повышает уровень и распространяет своё влияние. В его библиотеке появляется всё больше неординарных проектов с яркими актёрами и режиссёрами, теперь к ним и «Дитя робота» прибавилось. Вопрос в том, как далеко сервис зайдёт ради зрительского счастья.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: