Уже на первых пяти минутах игры в Disco Elysium становятся видны торчащие уши Planescape: Torment. Даже не просто торчащие, а активно и призывно шевелящиеся. Судите сами, Герой после страшной пьянки (маленькая смерть) очухивается в неизвестном месте, предсказуемо ни черта не помнит, кое-как принимает вертикальное положение и надолго залипает в беседе с… зеркалом. Да и с вентилятором тоже можно поговорить по душам. В данном случае слова «духовный наследник» будут очень в тему. Слышите удаляющийся топот? Это побежали в магазин фанаты, которые уже всё поняли. Для оставшихся же дадим небольшие пояснения.
Вышедшая в 1999 году Planescape: Torment содержала в себе всё, что нужно каждому любителю RPG, и даже много больше. Легенда, до сих пор не кажущаяся особо устаревшей. Создатели Disco Elysium пошли именно её путём, но зашли ещё дальше и вырезали боевую систему, уже тогда болтавшуюся на Planescape: Torment лишь в качестве наследства Baldur’s Gate, окончательно. Держаться, следовательно, игре приходится целиком на качестве сценария, но тем приятнее сообщить, что получившаяся история про незадачливого детектива моментально засасывает внутрь и не даёт выбраться.
И один в поле воин, решили разработчики, поселив всех верных товарищей в голове у главного героя. В игре, как и полагается, есть уровни и очки умений, которые можно раскидывать по четырём категориям: интеллекту, психологии, физическим кондициям и моторике. И это не просто цифры в графе: в каждом параметре есть свои подпункты, которые прямо влияют на стиль прохождения. Дело в том, что на героя постоянно снисходят озарения разной степени тяжести, которые могут настигнуть практически в любом месте (при осмотре мусорной урны, например). И выражаются они в диалогах с этими самыми подпараметрами, будь то эмпатия или быстрота реакции, которые отрываются на полную катушку. Слушать их, конечно, желательно, но можно и не — никто не заставляет. Вообще, в игре принимает активное участие весь организм героя, и с разными его частями можно вести дружеские беседы или ожесточённые споры в зависимости от ситуации. Периодически прямо в разговорах встречаются моменты, когда необходимо бросить кубики и посмотреть, сможет персонаж чего-то добиться или ему ещё не хватает навыка, причём проигрыш ничем фатальным не оборачивается, лишь уводит беседу в другое русло. А ещё в игре есть перки, которые наш раздолбай детектив периодически вспоминает… а при необходимости может и забывать.
Но внутренний мир внутренним миром, а за окошком гостиницы-то болтается повешенный на ветке труп, которым срочно необходимо заняться. Впрочем, понятие заданий в игре весьма размыто (прямо как в жизни): найти второй ботинок или стрельнуть у кого-то сигарету — чем не цели на ближайшие минуты? Но как ни отвлекайся, а история очень скоро скручивается в тугой, полный противоречий клубок. Не так давно произошла коммунистическая революция, прямо за углом бастуют рабочие, а поблизости кто-то торгует наркотиками… И вроде бы и надо срочно разбираться с повешенным, потому что скоро он навлечёт большие неприятности, но можно ведь попытаться сделать доброе дело и открыть ворота для бунтующих рабочих. Опять же, водитель-расист явно что-то замышляет, а в гостинице требуют заплатить немалую сумму за трёхдневное весёлое проживание с разгромом мебели — дел невпроворот! При этом часы неумолимо тикают, а в кармане вошь на аркане, и только флегматичный напарник из другого района, присланный помочь разобраться в этом деле, даёт повод надеяться на успех всего предприятия.
Несмотря на то что игра по большей части состоит из текста, нарисовано всё очень прилично, и за слегка размазанными в художественной манере персонажами и фонами угадываются неплохие модели. А мир, даром что небольшой, насыщен до предела: в этой игре даже тривиальный просмотр документов, выуженных из мусорного бака, может затянуться надолго, и это будет не то что не скучно, а местами даже очень смешно. Герой может находить предметы одежды, которые прибавляют ему те или иные параметры, а ещё у него есть здоровье и мораль, которые очень просто понизить: например, решив выбить дверь или всего лишь неловко повернув разговор. Да, нет большего врага человеку, чем он сам.
На Disco Elysium хочется повесить все награды разом, но на «КГ» их не настолько много. Игра, происходящая по большей части в диалоговых окнах, затягивает настолько, что оторваться практически невозможно. Редкий гость в нашем напрочь заштампованном мире, пропускать которого нельзя ни в коем случае. Похоже, Planescape: Torment наконец-то придётся потесниться на своём Олимпе, давно пора.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: