Не хотелось бы начинать эту припозднившуюся рецензию с банальных слов и напоминаний о том, насколько же прекрасна была в своё время Arkham Asylum – едва ли не первая действительно отличная игра по комиксам, достойно реализовавшая весь потенциал мрачного сеттинга истории о Тёмном Рыцаре. Стать универсальным шедевром помешали разве что не самые удачные схватки с боссами, что в итоге общих восторгов от посещения готичной психбольницы всё равно не ослабило – уж слишком остальные элементы приятно удивляли качеством своей проработки.
Но про это ведь вы и так знаете.
Тем более у нас нет особого желания продолжать сегодняшний обзор не менее очевидными рассуждениями о законах правильного сиквелостроения на примере Arkham City, в которой подправлены немногочисленные косяки предшественника и в рамках разумного расширен игровой мир.
Обо всём этом вы наверняка и без нас догадываетесь.
О чём же тогда ещё поговорить?
Ну, например…
…о самом Аркхем Сити…
…целом районе мегаполиса, огороженном от внешнего мира неприступными стенами, где заперты сотни заключенных и полдюжины авторитетных суперзлодеев. Поначалу город завораживает своими размерами, а глаза разбегаются от местных красот и достопримечательностей, сочетающих в себе наиболее яркие и гротескные черты ар-деко и готического стиля архитектуры.
И, несмотря на масштабность мира, ни одно здание или интерьер не омрачены клеймом копипасты – каждый уголок города может похвастаться своей особенностью и неповторимым внешним видом. А что уж говорить о внутреннем убранстве, например, полицейского участка, музея, подземных лабиринтов или башни – наряду с осмотром разваливающегося научного комплекса из Portal 2, посещения этих мест на практике оказываются одними из самых ярких виртуальных визитов в ушедшем году.
Впрочем, через пару часов игры Аркхем Сити уже не кажется таким бесконечно огромным – после нескольких прогулок из одного конца локации в другой геймер начинает относительно неплохо ориентироваться среди мрачных улиц и тёмных крыш. Оттого и окончательно формируется в сознании особая атмосфера хаоса, безумия и постоянной нервозности от присутствия нелицеприятных обитателей среди всё более и более знакомых мест – словом, тоже настоящая психушка, прямо в сердце огромного мегаполиса.
…или же о местных персонажах…
…которые по общей концепции образов примерно соответствуют своим первоначальным прототипам из комиксов, идеально при этом вписываясь в местную кинематографичную историю со всеми сопутствующими деталями.
Что до разрозненной команды местных злодеев, то, признаться, мы не припоминаем ни одной игры, которая бы содержала такое количество колоритных и самодостаточных антагонистов, каждый из которых достоин как минимум звания главгада в отдельной части приключений Бэтмэна.
С Джокером мы познакомились ещё два года назад – шутнику с тех пор заметно поплохело, однако по ходу истории он находит в себе силы выкинуть несколько крышесносящих фокусов, манипулируя событиями на заднем плане и выходя на сцену в самых важных моментах.
Несомненно, удался и Доктор Стрэйндж, спокойный интеллектуал и организатор всего беспредела в Аркхем Сити, раз в несколько часов громогласно вещающий на весь город о скором запуске таинственного Протокола 10.
Уверенно соответствуют высоким стандартам художественности и другие новички игровой вселенной: одиозный Пингвин, обманчиво беспомощный Мистер Фриз, практически непобедимый Ра’с аль Гул и вездесущий Риддлер. А как вся эта братия озвучена – «Дисней» с не меньшей тщательностью подходит к подбору голосов для своих мультфильмов.
И с каждым из знаменитых врагов Тёмный Рыцарь вступает в разнообразные и действительно интересные схватки. Где-то приходится действовать традиционно и молотить неприятелей кулаками до посинения (во время одной из массовых схваток с Джокером и дюжиной его шестёрок у автора рецензии чуть не выпала кнопка Х на любимом DualShock’е), кто-то уязвим только при незаметном приближении, а иногда есть смысл комбинировать разные подходы. Поэтому теперь с уверенностью можно заявить, что свой основной косяк из первой игры Rocksteady Studios исключили, предложив нам целый ряд запоминающихся сцен с боссами.
Сложно, правда, в рамках основной истории сказать что-то особенно лестное про Двуликого. Появляется он только лишь в самом начале истории и оперативно схватывает пиздюлей от Человека-Летучей-Мыши, оставаясь после этого где-то за кадром повествования. Зато в коротком сценарии за Кошку Харви Дент исполняет роль финального испытания – и, кстати, относительно интересного.
С союзниками у Бэтмэна в этот раз тоже куда удачнее. Пресловутая Женщина-Кошка с её четырьмя не слишком выдающимися миссиями вполне может похвастаться запоминающимся образом, отличной пластикой и боевой моделью – после тяжеловесного Тёмного Рыцаря игра за неё приносит приятное разнообразие. Добавляет красок и эмоций присутствие Талии аль Гул, совмещающей должность командира внезапно присутствующего в игре отряда боевых ниндзя и роль близкой родственницы долгожителя Ра’са аль Гула.
А вот на Найтвинга и Робина вам толком посмотреть не удастся, не озаботившись покупкой DLC. Если первого героя в релизной версии игры нет и в помине, то второй появляется буквально в одной короткой сцене, не оказывая какого-то серьёзного влияния на происходящие события. Но оставьте ассоциации с альтернативной сексуальной ориентацией и незабвенным фильмом Шумахера – Робин из Arkham City даже своим непродолжительным присутствием лишний раз показывает, насколько же классно здесь адаптированы все персонажи из комиксов.
…или о необычной истории…
…которая на первый взгляд может показаться не самой выдающейся среди всей рутины и дополнительных заданий. Однако Rocksteady Studios в который раз проявили находчивость, ловко совместив геймплей открытого игрового мира с интересным сюжетом.
Как мы знаем, зачастую в представителях жанра «песочниц» серьёзно провисает сценарная часть – если, конечно, игра не настолько скоротечна, как, например, inFAMOUS 2 или недавняя Saints Row: The Third, где просто не успеваешь устать от однообразия. Само собой, когда геймер бегает свыше 20 часов по одному, пусть и открытому, но всё же замкнутому миру и занимается относительно разносторонней деятельностью, не влияя своими решениями на историю, игре на протяжении всего времени просто не удаётся равномерно поддерживать интерес к основной сюжетной линии.
Но тут поучилось гораздо интереснее. Мотивируют к прохождению сразу две параллельные движущие силы – в одной мы разбираемся с Доктором Стрэйнджем и феноменом существования Аркхем Сити, а в другой противостоим Джокеру и последствиям его действий. Обе фабулы поочередно сменяют друг друга на переднем плане, стабильно преподнося сюрпризы и неожиданные сюжетные повороты – вот, дескать, тут за спиной этого товарища неожиданно дёргает верёвочками другой знакомец, а там нами манипулировали и использовали в своих интересах, направляя по ложному следу. И до самого последнего момента так и не ясно, какой же из злодеев окажется самым главным и чем всё это дело закончится, – согласитесь, в играх такое бывает не часто.
В то же время, преодолевая промежуточные этапы на пути достижения обеих главных целей, мы влезаем в прочие конфликты и сферы интересов других персонажей. Поэтому если совсем не увлекаться перфекционизмом и поисками нескольких сотен «вопросиков» Риддлера, то сюжет не провисает ни на минуту – постоянно что-то где-то происходит, только и успевай распутывать перекрученные ниточки сценария. А уж в последние пару часов так и вовсе один сплошной драйв с каскадными концовками.
…или о неоднородном игровом процессе…
…не сильно нуждавшемся в значительных улучшениях со времён первой игры. Про боссов мы уже поговорили, стелс остался неизменным, боёвка ещё более разнообразилась новыми приёмами и движениями, а система гаджетов и свежих навыков заметно обогатилась.
Что касается девайсов различного толка на поясе Тёмного Рыцаря, то в начале игры мы уже укомплектованы не сильно беднее, чем в конце предыдущей, а по ходу дела появляются всё новые и новые штуки. Особенно весело весь этот арсенал комбинировать и применять нетрадиционными способами во время массовых схваток с врагами – каждая новая схватка становится непохожей на другие.
Практически нивелирован такой фирменный элемент геймплея предшественника, как бэктрекинг. Если в аркхемском лечебном учреждении приходилось постоянно возвращаться в одни и те же места в процессе совершенствования умений, то в открытом мире сиквела в этом просто нет особой необходимости – разве что в паре сюжетных эпизодов да во время разгадывания задачек Риддлера.
В остальном же переделывать и без того отлично работающую концепцию геймплея Arkham Asylum британцы не сочли нужным – и слава богу. Кто-то, правда, может пожаловаться на невысокий уровень сложности, мол, игра не ставит перед игроком серьёзных испытаний. В рамках сюжетной кампании, может быть, оно и так – хотя на hard те же драки, где десять вооружённых автоматами, шокерами и щитами отморозков нападают на Бэтмэна, принципиально придерживающегося заповеди «Не убий», едва ли назовёшь совсем уж пустяковыми эпизодами. И само собой, все эти необязательные миссии – про Риддлера и его задания – лишний раз упоминать уже и неуместно.
…или о…
…других, чуть менее значимых аспектах игры, вроде сетевых испытаний, гонок на время с телефонным убийцей, спасением политзаключенных и так далее. Обо всём этом можно говорить ещё долго, а вам вполне уже могло наскучить читать эту рецензию, в которой всё сводится к одному выводу: Batman: Arkham City, в общем-то, напрочь лишена каких бы то ни было недостатков.
Здесь идеально комбинируются различные аспекты игрового процесса: уместный стелс с минимумом условностей, добротный слэшер при великолепной боевой системе, а местами даже логические задачи или элементы платформера. Прохождение при этом имеет определённую двойственность для разных категорий геймеров – одни с удовольствием часов за двенадцать пройдут динамичную и неотягощённую филлерами сюжетную кампанию, а перфекционисты найдут интерес в решении непростой задачи выбивания стопроцентного результата.
И, наконец, на неописуемо высоком уровне реализован весь богатый потенциал первоисточника – то, на чём спотыкались все прочие проекты по мотивам комиксов. Персонажи вышли самобытными и интересными, каждый из них органично вписывается в сложное повествование и в очередной раз заставляет задуматься о том, насколько близко в сюжетной части современные игры приблизились к кинематографу. Ну и, само собой, местные сеттинг и стилистика врезаются в память без спроса и надолго.
Мы со всей ответственность декларируем: Batman: Arkham City – одна из лучших игр этого поколения. Причём эффект её охуительности оказался для нас настолько силён, что мы всерьёз озабочены смысловой банальностью всего текста выше – неужели всё, о чём мы только сейчас рассказывали, для кого-то не является очевидными вещами?
Можно было ведь и просто ограничиться одним лишь вердиктом без всяких прочих комментариев.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: