Всё-же чертовски приятно осознавать, что живём мы с вами в мире, в котором до сих пор остались такие люди: готовые чуть ли не за бесплатно проводить бессонные ночи за кропотливым трудом, полируя до ослепительного блеска свой продукт, стараясь в первую очередь ради себя, чтобы уже потом понравиться и всем остальным. С таким рвением игры выпускали разве что в конце 90-х, что автоматически наводит на один маленький, но весьма заметный парадокс, касательно свежеиспечённого творчества коллектива Black Mesa Team…
Данный римейк никак нельзя назвать модом. Серьёзно. Поверьте на слово, у нас в стенах Всеяредакции водятся задроты достаточно высокого уровня, чтобы переиграть если не все, то как минимум большую часть известных пользовательских дополнений (в т.ч. и самых культовых) для всех известных частей чудо-продукта от Valve, посему с уверенностью можем заявлять, что Black Mesa Source не является модом или дополнением – он является полноценной игрой. Притом, игрой очень удачной.
А ведь сомневаться в успехе поводов было много: мало того, что о начале разработки заявили чуть ли не в конце 2004 года, так ещё и информации толковой особо не было никогда, даже в дни приближения долгожданного релиза. Стоит ли напоминать, что проект хоронили немногим реже, чем одиозный Duke Nukem Forever? Долгострои – они ведь имеют не самую лучшую славу: взять, к примеру, тот же S.T.A.L.K.E.R., или id’овский Rage – игры-то не самые плохие, если задуматься, но по сравнению с ожиданиями – сами понимаете. Однако хватит уже лирических отступлений: пора поговорить о том, чего же хорошего в Black Mesa.
Достоинство первое – это, вне сомнений, проработанность окружающего мира. Ни одна пылинка, ни одна лабораторная колбочка и пробирка не простаивает не на своём месте, нет ни одной кривой или недостающей текстуры, среди учёных появился и женский персонал, а охранникам нарисовали до пяти разных морд – и весь имеющийся материал вылизан, как яйца у кота. Такой уровень полировки… собственно, уровней, в последний раз был замечен только у товарищей Naughty Dog, в последних двух частях Uncharted. Локации исследовательского комплекса подверглись очень серьёзному апгрейду в плане логики и дизайна: оставшись всё теми же шутерными коридорами, они обросли офисными кабинетами, фурнитурой – ожили, короче говоря. Да и вообще – если раньше часть уровней выглядела однообразной и сырой за счёт однотипности текстур, то теперь почти каждый уголок комплекса смотрится по-новому, а некоторые закутки ветераны Half-Life могут и вовсе не узнать…
И тут в дело вступает второй фактор, не менее, в итоге, приятный, но в среде поклонников оригинала вызывающий определенные споры. Ремейк не является тупым копированием всего материала с новой графикой: в игре не хватает процентов 10-15 оригинальных карт. И речь идёт не про недорисованный пока ещё мир Xen, а про вырезку из игры кусков самого комплекса Black Mesa. Так, например, поездки на монорельсе в начале и середине игры сократились в разы. В случае со вступлением – решение крайне удачное, ибо, хотя в качестве завязки оно смотрелась достаточно зрелищно и ново, но новизны-то уже нет, а с геймплейной точки зрения и раньше казалось, что дорога тянется целую вечность. Но вот на моменте с запуском ракеты можно было бы и не поскупиться на тоннели.
Таким же образом минуется парковочный комплекс и ряд других достаточно ёмких кусочков локаций, подвергшихся видоизменению (преимущественно, сокращению) во имя архитектурного здравомыслия. Впрочем, заметят это разве что самые матёрые знатоки оригинала – рядовому же геймеру беспокоиться не о чем, поскольку всё это даже на хронометраж игры фактически не влияет.
Визуально, всё работает на пределе возможностей последней версии движка Source: попросту красиво и с умом. Ребята даже реализовали такую приятную мелочь, как следы собственной и вражеской крови на руках и оружии. Притом, с кровью идёт чёткое разделение: если пуля разит нашего горе-учёного, то кровища в первую очередь хлынет в область приклада, а при разможжени уже вражьих инопланетных мозгов выстрелом в упор – заветной жижицей покроется сперва дуло. Единственным плачевным фактором, бросающимся в глаза, будет разве что переизбыток современных световых эффектов, будь то размытие, шум, или чрезмерно яркий блум: возникает ощущение, схожее с просмотром фильма про 80-е годы, снятого на современную цифровую камеру уже в наши дни – имеется своеобразная нестыковка визуального ряда и качества изображения. Вот пример: старый ЭЛТ монитор, освещающий большую часть тёмной комнаты своим BSOD’ом. Или склад с радиоактивными отходами (звуковое сопровождение которого честно спиздили у нашего уже вышеупомянутого соотечественника «Сталкера»), фонящий радиоактивной шумкой и ослепляющим ядовито-салатовым оттенком – подобное всё-таки самую малость режет взор и требует определённого привыкания.
А вот геймплейно у новой игры всё просто неоспоримо круто, ребята даже умудрились одним крохотным штрихом угодить фанатам старой школы. Ведь есть в геймдеве нынешнем грешок такой – в угоду «реализму» делать главного героя медленно двигающимся. Нет, серьёзно: порой кажется, что бегаем не за бравого солдата или, скажем, учёного, обладающего поразительно огромным шилом в заднице рвением к жизни и подозрительно мастерскими навыками убивать всё живое на своём пути, а за взаправдашнюю черепаху. Парализованную. С переломанными в трёх местах конечностями. Кто сказал и кто такое придумал вообще, что хотя бы иногда носиться аки угорелый по уровню – это не весело и не динамично? Здесь, к счастью, подобрав заветный костюм, наш протагонист начинает передвигаться со спринтерской скоростью по-умолчанию, безо всяких ограничений и шкалы выносливости. Особо даровитые могут и распрыжкой заняться, прям как в старые добрые времена.
Конечно, насильно марафонить по локациям тоже заставлять никого не станут. Master Chief, anyone? – Да не вопрос: для особо изысканных извращенцев всегда существует заветная галочка в настройках игры, обращающая эту опцию вспять.
Но беготня это одно, давайте поговорим о стрельбе. Что же, уничтожение мутировавших сотрудников и пришельцев по большому счёту не претерпело серьёзных изменений, оставшись всё тем же весёлым занятием. Пожалуй, единственной серьёзной предъявой к игре будут местные Вортигонты, безо всяких изменений перекочевавшие сюда из Half-Life 2: всё же, как не крути, но старые версии и выглядели более агрессивно, и звучали соответствующе – стоило учесть сей маленький штришок.
Что же до сложности… На первых порах нас вводят в чудовищное заблуждение: даже при отсутствии оружия (заветную монтировку дадут чуть позднее, чем в оригинале, сперва предлагая повозиться с физикой), отбиваться от противников совсем несложно. Но вот когда в игру вступают спецназовцы, становится понятно, что со сложностью местами очень переборщили.
С одной стороны это, конечно же, хорошо – чтобы жизнь малиной не казалась, да и искусственный идиот радует отнюдь не идиотским поведением, но вот баланс у оружия получился совсем уж брутальным. Настолько, что за пару выстрелов из дробовика в упор защитный костюм Фримена превращается в окровавленный дуршлаг. Несколько раз за игру приходится крутиться, аки самому настоящему волчку, и носиться по местности со скоростью Думгая в поисках спасительной пятой стены. И упаси вас боже недооценить одного уцелевшего спецназовца – эта скотина в одиночку способна снять всю шкалу здоровья и отправить нашего протеже считать электроовец, даже глазом не моргнув.
Лучшей тактикой в подобном случае бывает агрессивный раш с активным использованием взрывчатки и окружающей среды, ибо почти все попытки отсидеться или действовать аккуратно, медленно высовываясь из-за угла и не попадаясь на глаза противнику, ведут к злосчастной перезагрузке чекпойнта благодаря действительно нешуточной меткости уже упомянутых выше вояк специального назначения. Босс-вертолёт и бегство от теперь уже совершенно неубиваемого обычной взрывчаткой Гарга также прилагаются.
Немного неудобно оставлять столь мало внимания звуковому сопровождению, однако сказать про него как-то и нечего: всё грохочет и стреляет на ура, не оставляя ни малейшего сомнения в том, что всё на месте. Музыка получилась не сказать, чтобы запоминающеся, но звучит всегда к месту (особенно в разгар боя). Ещё стоит упомянуть переозвученные диалоги, количество которых может и не претерпело особых изменений, но вот в качестве и восприятии возросло. Опять же: старожилам λ придутся по вкусу новые подколы на старые темы и всеобщая разговорчивость персонажей, освежающая сюжетные дыры за счёт того, что теперь на бормочащего что-то себе под усы учёного обращаешь куда больше внимания.
Half-Life очень повезло с поклонниками. Да чего уж, всем играм бы такие ремейки: любой фанат Unreal душу Дьяволу продаст, чтобы погулять по реинкарнации чудных райских миров на UE 4.0. А каждый поклонник DooM охотно погонял бы демонов по Марсу, Фобосу и Деймосу на idTech5 (последние пока что довольствуются лишь DooM3 Classic Mod – но это уже совсем не то).
Теперь хочется всего ничего: увидеть завершённую за счёт недостающего ныне Xen в Steam, со всеми прилагающимися плюшками. Ну и не грех было бы взять столь талантливых ребят в штат Valve, благо последние известны своей любовью нанимать к себе даровитых модмейкеров. Серьёзно: если Гэйб после такого «резюме» не позовёт Black Mesa Team к себе в студию, он будет самым что ни на есть наикруглейшим дураком. Кто ж им, лентяям «клапановым», помогать-то будет? Кто будет будить каждое утро Большого Папочку пинками под бок, и с ухмылкой юного пионера (а также словами «Мы вот своего мастодонта закончили – бери пример!») везти его за ручку к рабочему месту
–
ковать и без того задерживающийся в производственном цеху Half-Life 3?..
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: