← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 12 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Когда авторы болезненно реагируют на критику — это понятно. Для истинно творческого человека его произведение — его дитя. Когда автор тратит годы на то, чтобы рассказать конкретную историю с конкретным финалом, вкладывая в дело всю душу, а в итоге так называемые «фанаты» закидывают его письмами с оскорблениями и называют концовку притянутым за уши мусором с ненужной трагичностью ради ненужной трагичности — тут немудрено разозлиться. Немудрено разочароваться и в поклонниках, и в самой идее творить что-то для этих неблагодарных мудаков. Пойти в твиттер или на фейсбук, излить весь свой гнев в желчном посте, напиться и забыться. Да, такое поведение можно понять. Такое поведение можно простить. С ним даже можно согласиться. Но уважения и восхищения заслуживают люди, поступающие иначе. Такие люди, как Ян «Поки» Мюллер-Михаэлис.
Когда фанаты не приняли его авторское видение, обматерив (вполне заслуженно) финал трилогии «Депония», Поки взял все свои обиду со злостью и использовал их в качестве топлива. Он вдохновился деструктивными эмоциями, перевёл их в конструктивное русло и создал свою лучшую, глубочайшую игру. Четвёртую часть трилогии «Депония».
Но конструктивное русло конструктивным руслом, а желчности своей Поки даже не скрывает. «Что, вам не нравятся открытые финалы? — говорит он сначала образно, а потом и вполне буквально (благо все главы «Депонии» начинаются с песен в исполнении создателя). — Хорошо. Сами напросились. Помните, как Руфус пожертвовал собой ради спасения Элизиума? Полюбуйтесь же, как этот прекрасный летучий корабль падает на землю, объятый пламенем, прямо во вступительных титрах. Вы всё ещё хотите, чтобы я продолжал? Дайте угадаю: да, хотите. И что бы я ни сказал, вы продолжите верить: уж на этот-то раз всё закончится хорошо… Да что ж с вами такое?!»
По сути, Deponia Doomsday — этакое десятичасовое письмо от автора к его аудитории, в деталях изучающее их сложные отношения. Поки анализирует и стебёт как публику, так и себя, приторность счастливых финалов и навязчивую искусственность печальных концовок, бессмысленность бесконечных сериалов и глупость обязательного проставления точек. Автор, может, и не раскаивается в том, что сделал со своими героями, но всё-таки даёт право голоса обеим сторонам конфликта и, что удивительнее всего, не пытается выставить обидевших его фанатов неправыми.
Но как бы ни была сильна мета-составляющая произведения (а здесь та не просто сильна — она основа игры и единственная причина для существования), а Deponia Doomsday — это ещё и новая часть приключений Руфуса и Гоал на планете-свалке по имени Депония. Как так? Откуда у Руфуса, отправившегося в конце прошлой части в полёт с высоты, не сочетающейся с планами на дальнейшую долгую жизнь, новые приключения? Ну, начнём с того, что на протяжении серии Руфус падал не раз и не два (когда «Депонию» критикуют за кучу повторяющихся сюжетных ходов, в претензиях есть зерно истины), но раньше это его не останавливало.
Однако на сей раз дело, конечно, не в этом. Дело в том, что Deponia Doomsday — игра о путешествиях во времени. Параллельные вселенные и машины времени — два самых верных сценарных средства, когда надо исправить непоправимое, и иные скорые на расправу товарищи могли бы обвинить Поки в том, что у него просто не нашлось идей поумнее. Но во-первых, как уже было сказано, такова вся суть четвёртой «Депонии» — это мета-анализ происшедшего с фанатами серии и их попыток как-нибудь повернуть время вспять, переписав концовку хотя бы в мыслях. А во-вторых, взявшись за тему путешествий во времени, автор до того оторвался, что к концу приключения от лихо закрученных причинно-следственных связей начинает кипеть мозг.
Поскольку «Депония» всегда была безумной комедией с изрядной долей пародийности и абсурда, в новой части Поки даже не пытался загнать себя в рамки каких-то чётких правил. О, не подумайте плохого: это не значит, что история в игре плохо продумана, как раз наоборот. Но зачем пользоваться одним сводом правил, если можно менять их по мере появления нужды — то для комедийного эффекта, то для увода повествования в более интересном направлении? Лучше всего данную логику показывает мир вне времени и пространства, куда слетаются обладатели всяческих машин времени. Очень скоро выясняется, что те машины не только выглядят по-разному, но и работают на разных законах: одни позволяют менять настоящее, другие — совершать лишь те предопределённые поступки, которые привели к появлению этого настоящего.
Лихо закрученный сюжет, по максимуму использующий заданную тему, — не
единственное достоинство сценария. Другое важное подспорье — персонажи. Список героев саги
пополнило множество интересных второстепенных личностей, включая троицу
умилительных (и вкусных) разумных орешков и первого центрального
персонажа со времён Гоал, способного выносить Руфуса. Однако даже при том,
что для Deponia Doomsday студия Daedalic придумала, кажется, больше
интересных участников, чем для всех прошлых игр вместе взятых
(наверняка это не так, но ощущение создаётся именно такое), реальным
достоянием серии вновь становится дуэт Гоал и Руфуса.
Deponia
Doomsday, словно издеваясь (хотя почему «словно»?), закидывает одну из
лучших романтических пар в истории видеоигр всё новыми, зачастую
просто-напросто жестокими испытаниями, но даже в самые мрачные минуты на
них любо-дорого посмотреть. Гоал, спасибо временным пертурбациям,
успевает показаться перед игроками в целой куче ипостасей, помогающих
лучше раскрыть её характер. А Руфус… Руфус, кажется, наконец-то
повзрослел. Пускай для этого ему потребовалось прожить сотни тысяч
жизней, но в итоге он… нет, не изменился. Нет, не перестал быть
эгоистом. Но стал-таки относиться к окружающим с тем минимумом
сочувствия и понимания, без которых ему бывало так сложно
симпатизировать прежде. Иногда он даже спрашивает позволения, прежде
чем убить кого-нибудь ради решения очередной головоломки! Ну и вообще
старается сделать так, чтобы лучше стало всем, — пусть попутно и
устраивает апокалипсис за апокалипсисом.
Что до геймплея, то о
нём говорить толком нечего. Как и прошлые части серии, Deponia Doomsday —
отличный квест с удобным интерфейсом и интересными, преимущественно
логичными и не слишком сложными головоломками. Игра, к сожалению, лишь
пару раз использует заигрывания со временем как элемент головоломок, зато каждый случай запоминается надолго. Даже багов — привычного зла в
произведениях Daedalic Entertainment — здесь почти не замечено (в
ревью-релизе они были, и серьёзные, но в продажу поступила уже
исправленная версия).
Короче говоря, Deponia Doomsday — квест,
шикарный во всём. Персонажи, юмор, история, мета-контекст,
продолжительность, интерфейс, геймплей, графика, музыка, озвучка…
Шедевр как он есть, особенно если вы любите прошлые части. Но Goodbye
Deponia тоже была охуительной вплоть до последних минут, зато финал оказался до того плох, что из-за него авторам пришлось делать целую новую игру.
Зная
это, будет неразумно опять завершить рецензию, не
поговорив о концовке. Всё-таки это «самая важная часть истории», как
учил нас Джонни Депп. Исправил ли Поки финал «Депонии»? Сделал ли он его
ещё хуже? Именно об этом и будет написано дальше, причём со спойлерами —
иначе тут никак. Так что добрый совет тем, кто хочет насладиться
сюжетом Deponia Doomsday самостоятельно (а он того, поверьте, стоит):
закройте данный текст незамедлительно. Ничего интересного для вас ниже не
будет — кроме медальки «Охуительно», конечно, но на неё вы можете
полюбоваться и в какой-нибудь другой рецензии.
О финале
Исправил
ли Поки финал «Депонии»?.. Сложный вопрос, на который не
ответить простым «да» или «нет». Не в том смысле, в каком хотелось бы
фанатам, — это уж точно. Судя по отдельным сценам квеста, автор даже
понимает, что мы хотим вполне определённой вещи — счастливой развязки в
истории любви двух конкретных героев. Но идти на поводу аудитории — явно
не его путь. Вместо этого Поки потратил целую игру не на исправление, а
на объяснение выбранной им концовки. На то, чтобы помочь аудитории с
ней примириться. И он преуспел как минимум в одном: если раньше грустный
финал выскакивал буквально из ниоткуда в последние минуты многочасового
повествования, то теперь к нему планомерно ведут на протяжении всей
игры, объясняя его и с философской, и с сюжетной точек зрения. С
последней, правда, получается абы как: игра вполне серьёзно утверждает,
что Руфус должен умереть, потому что так хотят розовые слоники.
Да, вместо того чтобы извиниться за кирпич, сброшенный на головы
фанатов в прошлый раз, Поки подобрал этот кирпич, отряхнул, неспешно
прицелился и вмазал им промеж глаз. Красиво, эффектно, но всё так же
больно. Конечно, есть ещё идущие во время титров картинки,
демонстрирующие последствия многочисленных временных парадоксов,
созданных за время приключения, — их, пожалуй, можно считать за истинный
хэппи-энд, тем более что линия Гоал и Руфуса из Deponia Doomsday
(которые не являются Гоал и Руфусом из первых трёх частей) находит своё
завершение именно там, а не в финальной заставке. Но Поки не удосужился
объяснить, что происходит с парадоксальными реальностями после
исчезновения парадокса, и сознательно расставил приоритеты так, как
расставил, поэтому как бы ни хотелось, а считать концовку за хэппи-энд —
не самая лёгкая задача.
…Хотя знаете что? Всё лучше, чем «А в итоге Гоал осталась с мудилой Клитусом» из третьей «Депонии».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: