← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 7 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Мы всегда готовы встать на защиту устоявшихся штампов: напомнить критикам, что клише сделались популярными не просто так и что никогда не грех использовать давно проверенные повествовательные приёмы, если делать это с талантом и вдохновением. Но всё-таки грамотно исполненным шаблонам не сравниться с моментами, когда очередная игра или фильм умудряется поразить тебя до глубины души, показать что-то, чего ты ещё не видел. Что-то напрашивающееся, очевидное, желанное, но почему-то до сих пор не приходившее в голову никому.
Undertale — из тех произведений, которым это удаётся с завидной лёгкостью. Игра не стесняясь заходит с козырей, уже в тренировочном эпизоде знакомя игроков с одной из своих центральных тем — той, которой ну никак не ждёшь ни от милой сказочки о мальчике в мире добрых монстров, ни от симулятора Демиена. Потом, правда, означенная тема исчезает практически до финала, проявляясь лишь в отдельных эпизодах и фразах, которые немудрено упустить… собственно, это и первой сцены касается: повествование в Undertale очень сильно зависит от действий игрока, так что как знать, где и каким образом оно раскроется во всей красе лично перед вами.
И пожалуйста, не удивляйтесь расплывчатости предыдущего абзаца. Как бы ни хотелось рассказать о самом важном, самом замечательном, что есть в Undertale, раскрыть карты — не вариант. Да, здесь есть нечто такое, что делает игру не просто очень хорошей, а великой, достойной внесения в книги по истории развития игр как искусства. И об этом, если честно, хочется кричать на каждом углу. Но нельзя. Это один из тех случаев, когда спойлеры совершенно недопустимы. Это один из тех случаев, когда каждый уважающий себя геймер должен лично ознакомиться с игрой.
Плюс, что приятно, это не тот случай, как в To the Moon, когда один хороший элемент вытягивает на себе хреново исполненное целое. Нет, даже когда Undertale не производит революций, она остаётся очень изобретательной, талантливой игрой с отличным геймплеем.
Интерфейс боёв здесь порядком смахивает на множество пошаговых ролёвок, где враги стоят один напротив другого и обмениваются атаками. Только вот выбор атаки — самая незначительная часть боя. Самое интересное начинается, едва приходит твоя очередь защищаться. Сердечко, символизирующее игрока, оказывается запертым в небольшом прямоугольнике на несколько секунд, а враг принимается засыпать его выстрелами со всех сторон, словно в каком-нибудь Bullet Hell. Первое время уклоняться от атак врагов бывает просто, но чем дальше, тем хитрее становятся ситуации: самонаводящиеся шарики уступают место стройным ножкам, мощным бицепсам, бомбам и жизнерадостным пёсикам, а отдельные боссы и вовсе меняют механику до неузнаваемости, превращая бой то в ритм-игру, то в платформер, то в «Кто хочет стать миллионером?». По большому счёту Undertale — одна из тех редких игр, где ты с искренним нетерпением ждёшь каждого нового монстра, гадая: «Какую же изобретательную атаку мне придётся пережить на сей раз?»
И это даже без учёта того, что у всех монстров есть свои характеры, а общение с ними посреди боя — источник множества хороших (или хотя бы неплохих) шуток. Чего стоит один только Цундерлёт, постоянно кричащий: «И вовсе ты мне не нравишься!» при атаке…
Впрочем, если вы не захотите с ними говорить — заставлять игра не будет.
Благо здесь наличествуют два принципиально разных, но в равной степени
проработанных пути: классический и пацифистский. Можно резать монстров,
качать XP, получать LV, становиться сильнее и с боем прорываться домой на поверхность. А можно изобразить из себя добряка-пацифиста, словами и
действиями вынуждающего врагов складывать оружие и отступать. Второй
вариант, понятное дело, кажется интереснее уже просто потому, что в
других играх ничего подобного обычно не бывает, но поверьте:
«традиционному» пути тоже есть чем удивить. Особенно любителей гринда.
Undertale
вообще удивляет практически беспрестанно. Дизайнер Тоби Фокс явно
учился вниманию к деталям в той же метафорической школе, которую посещал
Хидео Кодзима: иногда кажется, что всевозможных секретов и интересных
мелочей в Undertale больше, чем основного контента. Их опять же не
хочется спойлерить, но вот пара простейших примеров: одного из поздних
боссов можно мгновенно вывести из боя, если использовать у него на
глазах предмет из начала игры, а стартовое оружие — палка — оказывается
чрезвычайно действенным в поединках с собачками.
Подход Тоби
Фокса, на самом деле, прекрасен: вместо того чтобы клепать десятки
часов однообразного контента, он сделал игру длиной в 6—10 часов, зато позаботился, чтобы всё это время было наполнено разнообразием и
мелкими деталями, позволяющими Undertale адекватно реагировать на самые
разные эксперименты со стороны игрока. А ещё автор рассказал очень красивую, глубокую, многогранную историю и познакомил нас с рядом
разносторонних персонажей. Не факт, правда, что эти комичные
гипертрофированные личности понравятся всем, кто с ними столкнётся: если
где в Undertale и проявляется излишняя детскость, так это в её персонажах.
Но дайте им шанс: большинство из них куда глубже и интереснее, чем
кажется на первый взгляд.
Undertale стала одним из тех
интернет-феноменов, о которых люди узнают не от «профессиональных»
критиков, забывших, что игры есть и за пределами ААА-блокбастеров, а друг
от друга. Это одновременно и здорово, и грустно: здорово видеть, что
истинные шедевры находят дорогу к геймерам вопреки всему, но грустно,
что крупные сайты не справляются с одной из главных своих обязанностей —
рассказывать аудитории о действительно важных, уникальных проектах. Это
и нас касается, собственно, — данный текст появился на свет только
потому, что один из читателей взял дело в свои руки и всучил Undertale
обозревателю. Спасибо ему.
А тем, кто, подобно нам,
откладывал Undertale «на потом», — добрый совет: прекращайте. Идите в
Steam, покупайте, проходите. Сейчас же. Не ждите, пока от славы
Undertale станет негде скрыться и вы невольно узнаете все её секреты от
окружающих. Ещё не поздно. Она этого заслуживает.
Вы этого заслуживаете.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: