Небольшое уточнение: этот текст написан через много лет после выхода игры. Индустрия не стояла на месте, а студия Daedalic Entertainment упорно совершенствовала интерфейсы и другие немаловажные элементы своего любимого жанра — квестов. Так справедливо ли прикладывать к старой игре современные мерки? Нам кажется, что да. Но предупредить мы вас предупредили.
Любят люди рассказы об аутсайдерах, пошедших против фатума, против превосходящих сил, против вероятностей. О неудачниках, которые верили в своё дело и добрались до вершины, несмотря на постоянные козни со стороны судьбы-злодейки. Именно этим и цепляет история… нет, даже не игры (хотя и не без этого). Её создания.
The Whispered World родилась из студенческой работы некоего Марко Хюллена. Работа приглянулась издательству Bad Brain Entertainment, автора пригласили на борт с целью превратить дипломную работу в настоящий квест… да только вот вскоре после выпуска демоверсии «Плохой мозг» окончательно стух и закрылся. Открытый код недоделанной The Whispered World выложили на потеху публике, разрешив делать с ним всё что заблагорассудится — лишь бы бесплатно. Тут бы и конец мрачной немецкой сказочке, но для разнообразия реальность оказалась куда интереснее. Права на The Whispered World купила Daedalic Entertainment, едва-едва основанная студия, единственной крупной игрой которой была Edna & Harvey: The Breakout — квест, собранный на коленке несколькими талантливыми студентами. Да, вы всё правильно поняли: авторы одного студенческого проекта, достигшего успеха, решили помочь другому студенческому проекту, чуть не погибшему из-за досадного стечения обстоятельств.
Спасибо им за это.
The Whispered World — хороший квест. Его проблема скорее в том, что поначалу он кажется не просто хорошим, а великолепным. С первых секунд влюбляет в себя необычный протагонист — грустный клоун-неудачник с восхитительно депрессивным чувством юмора. Сеттинг, в котором он живёт, поражает не меньше: это умирающий мир, где все либо смирились с неизбежным, либо просто не обращают на него внимания, предпочитая занимать все свои мысли привычной рутиной. По выходе из повозки Седвика встречает не какой-нибудь заезженный постапокалипсис, не выжженная пустыня, не бесконечная тьма, не раздолбанная в хлам череда болтающихся в воздухе скал, а красивый, чарующий осенний лес. Кто бы мог подумать: оказывается, атмосферу грусти и безысходности можно передавать и без серо-коричневых фильтров и попыток скопировать «Безумного Макса»!
Увы, радость оказывается преждевременной. После красивейшей первой главы
Седвика заносит сначала в окутанный тьмой наскальный город, потом — в
обесцвеченный подскальный форпост, а там рукой подать до висящих в
воздухе каменных островков, оставшихся от когда-то красивого умирающего
мира.
С геймплеем же проблемы начинаются ещё раньше. Интерфейс
ужасен: да, Daedalic Entertainment и здесь применила свою фирменную
фишку с подсветкой всех активных точек по нажатии на пробел, но это едва ли не
единственное удобное решение в игре. Для взаимодействия с окружающим
миром приходится задерживать кнопку мыши на пару секунд, после чего
выбирать нужное действие во всплывающем окошке. Решение настолько некомфортное, что отбивает всякое желание исследовать локации активнее
минимально необходимого, а ведь The Whispered World — один из тех
квестов, где едва ли не каждый предмет хочется осмотреть и облизать ради
смешных комментариев Седвика. Инвентарь реализован едва ли не хуже:
маленькое окошко-сумка может отображать лишь девять предметов за раз и не даёт
никаких явных указаний, если предметов у тебя больше этого, а мятый
задник сумки настолько детализирован, что предметы на его фоне регулярно
теряются или начинают выглядеть так, что их становится не узнать без
лупы.
Но сильнее всего The Whispered World портит так называемая
«квестовая логика». Конечно, все люди думают по-разному, потому всегда есть шанс, что именно ваш образ мыслей будет идеально
сочетаться с творением Хюллена. Но как-то не верится: игра, которая
предлагает доставать висящий в отдалении предмет не крюком и не палкой, а
схваченной за хвост живой крысой, логичной не является даже в самом
лояльном понимании этого слова. И подобный момент здесь не исключение, а правило, так что через какое-то время всякое желание
думать над задачами пропадает, а окно с солюшеном становится постоянным
гостем на экране. Бесить местная «логика» не перестаёт даже
после этого, впрочем, — просто в таком случае она хотя бы не тратит
впустую драгоценные минуты вашей жизни.
Однако не поймите
неправильно: с названными проблемами стоит мириться. Да, первая четверть игры
так и остаётся лучшей её частью, но финал всё-таки подбирается к этой
вершине довольно близко (а для многих одной только концовки The
Whispered World хватит, чтобы рекомендовать её всем и каждому). Да,
вторая глава — чистой воды филлер, но даже в нём есть свои светлые
моменты и интересные персонажи. Да, архаичность интерфейса и загадок
вызывает оторопь, но сценарий, диалоги и герои не растеряли своей
свежести даже восемь лет спустя.
Жаль просто, что Марко Хюллен и его
друзья из Daedalic Entertainment не дотянули, не смогли превратить The
Whispered World в нечто поистине восхитительное. Вот бы они собрались с
силами и сделали сиквел, исправляющий все основные огрехи их первенца…
Ах, мечты, мечты.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: