Давайте начнём с разговора о чём-нибудь бесполезном. Вот интересно: кому и зачем взбрело в голову добавлять в англоязычный заголовок игры Xenoblade слово Chronicles? Ну была же чёткая серия: Xenosaga, Xenogears, Xenoblade. Красивые, запоминающиеся названия, по которым сразу понятно: перед нами очередное творение конкретного автора. И тут нате вам, Chronicles. Слово, чётко ассоциирующееся с затяжными проектами из нескольких эпизодов. В серии, вторая часть которой фактически не связана с первой.
И да, Xenoblade Chronicles X — абсолютно самодостаточная история, не имеющая явного отношения к миру, живущему на трупах двух богов. Вместо этого игроков встречают «позитивом»: злобные инопланетяне походя уничтожают Землю, а потом бросаются в погоню за кораблями с беженцами и сбивают один из них над Мирой — планетой, которую и предстоит обживать героям игры.
Xenoblade Chronicles X, как это нередко бывает у японцев, даже не пытается выдерживать единое настроение: глупые комичные сценки и абсурдные побочные линии соседствуют с серьёзными сюжетами о расизме и фанатизме, философскими дилеммами и эмо-нытиками. Но это, по большей части, не критично (кроме эмо-нытика, которому вдобавок позволили быть одним из главных двигателей сюжета). Добрая доза контраста ещё никому не вредила, а многочисленные жители Миры прописаны достаточно хорошо, чтобы за их жизнью было интересно следить.
В игре ведь не просто так есть целый пункт меню, демонстрирующий схему взаимоотношений между сотнями обитателей Нью Лос-Анджелеса — города, где человечество обосновывается после крушения. По мере выполнения основных и побочных квестов ты встречаешь всё новых знакомых, а их судьбы начинают переплетаться. Инопланетные расы одна за другой подселяются к людям, город потихоньку меняется, жители начинают учиться сосуществовать с особями принципиально иных видов…
Параллельно ты натыкаешься на всё новых потенциальных членов команды — их в игре около двух десятков, и у всех есть не только свои характеры и стили боя, но и, что куда интереснее, свои квесты (причём означенные задания, в отличие от других побочек, полноценно озвучены). И следить за дополнительными историями зачастую едва ли не интереснее, чем за основным сюжетом.
Это, правда, комплимент с подвохом. Нет, в Xenoblade Chronicles X имеется очень хорошая центральная история, поднимающая интересные вопросы и не чурающаяся удачных поворотов. Проблема в том, что практически весь сюжет сконцентрирован в самом конце — во время битвы с финальным боссом, перед заключительными титрами и даже после них. Авторы трейлеров к игре не просто так не удержались от спойлеров, показывающих куски из финальной заставки, — до этого здесь почти ничего не происходит. Люди исследуют Миру в поисках фрагмента корабля, где лежат в морозилках миллионы выживших с Земли, а злобные инопланетяне занимаются тем же самым, но с целью извести человечество напрочь. Причём у злодеев даже есть на то причины!.. но объясняют их, опять же, в самом конце.
Плюс авторы почему-то сделали играбельным персонажем немое, лишённое личности нечто, которое большую часть времени участвует в повествовании лишь в роли наблюдателя и грубой силы. Характеры, переживания и истории — удел его окружения. Происходящее в Xenoblade Chronicles X — их история, не ваша, вы должны быть признательны, что вашего аватара захватили с собой.
Вообще, сделать центральное повествование настолько второстепенным элементом традиционной jRPG — решение странное, но уж какое есть. Xenoblade Chronicles X не скрывает, что её главная тема — исследование нового мира, а нравится вам это или нет, её не особо волнует. Причём у игры есть все основания гордиться своим миром и считать его основной фичей: Мира — прекрасное, удивительное место с захватывающими дух пейзажами, пятью здоровенными континентами и населяющими их разнообразными существами. На исследование такого мира не грех убить десяток-другой часов… жаль только, что не все элементы исследования реализованы одинаково хорошо.
Видите ли, в Xenoblade Chronicles X три основных типа заданий: убить X монстров какого-то типа, собрать X конечностей монстров конкретного типа или же собрать X ресурсов, разбросанных по планете. Первый тип прост и понятен: игра заботливо ставит на карте маркер, ты незамедлительно телепортируешься куда-нибудь поближе к нему, используя тачскрин геймпада, убиваешь монстров и радуешься успеху.
Второй вариант куда сложнее: маркеров, указывающих на монстров, никто не ставит, и искать тех приходится самостоятельно. Более того, найти и убить нужного монстра бывает недостаточно: разные части тела остаются после боя с разной вероятностью, а некоторые и вовсе не могут выпасть, если не ампутировать конкретную конечность в бою, — так что найденных зверушек то и дело приходится подолгу фармить. Но их ты хотя бы видишь своими глазами.
С третьим видом заданий всё совсем плохо: то ли из-за нехватки ресурсов у
Wii U, то ли ещё по какой-то причине, но в мире Xenoblade Chronicles X и
ракушки, и ягоды, и двигатели внутреннего сгорания выглядят одинаково —
как парящие в воздухе синие кристаллы. И когда тебе дают задание
«Собрать X лиан на континенте Y», тебе приходится не искать лианы, а
бездумно носиться по всему континенту, хватая все попадающиеся на глаза кристаллы, и надеяться, что в одном из них случайно сгенерируется то,
что тебе нужно. Это, скажем прямо, не самое увлекательное занятие. И
оно становится ещё неприятнее, когда понимаешь, что квесты в Xenoblade
Chronicles X регулярно состоят не из одного, а из ряда идущих друг за
другом заданий разных типов, так что взяв интересный квест по охоте на
редкого монстра, ты можешь легко обнаружить себя наедине с заданием по
поиску красивых камушков для чьего-нибудь ожерелья.
Кстати, мы
уже говорили, что взяв персональный квест одного из героев, ты
перекрываешь себе доступ и к другим таким квестам, и к центральному
сюжету до тех пор, пока не доведёшь выбранное задание до конца? И что
отказаться от него тоже нельзя? Ну, предупреждаем.
Впрочем, хотя эта поистине невыносимая ситуация с некоторыми квестами — проблема
серьёзная и более чем заслуживающая критики, важно понимать: вас она
будет беспокоить куда меньше, чем обозревателей. Не пройдёт и месяца с
английского релиза, как специальные сайты под завязку наполнятся подробностями о квестах и точной информацией о том, в каких зонах надо
искать те или иные предметы и монстров. Xenoblade Chronicles X, подобно
Souls-серии, явно рассчитана на то, что игроки будут делиться друг с другом знаниями, и как только сообщество преданных фанатов, уже
сформировавшееся вокруг проекта, неизбежно принесёт свои плоды, играть
станет вполне комфортно.
Опять же, викии и прочие фанатские гайды
очень помогут простым игрокам в понимании местных геймплейных механик. Впрочем, это не так уж необходимо: со стороны боевая
система Xenoblade Chronicles X кажется вальяжной до казуального, а сюжет
вполне можно пройти «брутфорсом». Финальный босс недаром оставлен на
50 уровне, при том что героев можно прокачивать до 60-го: при такой
разнице в развитии злодея можно пусть не без напряга, но всё же задавить тупейшим перебором доступных атак.
Но это один путь. Тем
же, кто любит всерьёз разбираться в механиках и создавать максимально
эффективных персонажей и команды, Xenoblade Chronicles X подарит море
возможностей. Разные классы, разные приёмы, разные перки, разные типы
атак, возможность мгновенно сбрасывать «кулдауны» со всех своих
способностей, если использовать правильный приём в правильный момент,
куски брони с разнообразными прокачиваемыми характеристиками и
дополнительными слотами, возможность самостоятельно создавать и броню, и
оружие, и детали для их слотов, специальные очки действий, которые
можно использовать для крутых атак, а можно копить для воскрешения
павших собратьев или активации усиленного состояния, прокачка магазинов, раздача приказов членам команды в бою, найм аватаров других игроков ради помощи в
ускоренной прокачке, MMO-элементы… И даже это, кажется, только
вершина айсберга: скажем, в исследовательские зонды, которые вы будете
расставлять по всей Мире, можно встраивать специальные системы,
усиливающие персонажей в бою на приближённых территориях, а врагам можно
отрубать конечности, лишая некоторых атак. Причём игра толком
ничего этого не объясняет, оставляя интересующихся наедине с
интерактивной инструкцией на несколько десятков страниц — сиди себе разбирайся. Разумно, на самом деле: кому не надо — проигнорирует. Кто
захочет — посидит, почитает и извлечёт изрядную пользу.
А вообще, надо понимать: играть будет интересно и тем, и другим. Всё
потому что Xenoblade Chronicles X умеет не только обещать какие-то
крутые награды за старания, но и давать их. Практически в самом начале
тебе показывают гигантских роботов-трансформеров и говорят: «Будешь
хорошо себя вести — получишь такого же!» И да, к середине сюжета
командование своё обещание действительно выполняет, выдавая игроку
персонального «Скелла». Он того, без шуток, стоит: и десятков
часов ожидания, и череды ужасных заданий, которые приходится перетерпеть
ради получения лицензии пилота. Очень уж приятно втаптывать железными
ногами в грязь монстров на несколько уровней выше тебя и мстить всем
тем гигантам, что насмехались над тобой, маленьким человечишкой, раньше.
Однако на этом Xenoblade Chronicles X не останавливается. Через следующую четверть миссий роботов учат летать, даря игроку незабываемое ощущение свободы.
Ну а ещё через четверть, как уже было упомянуто, тебя отправляют к
финальному боссу и рассказывают сюжет — тоже вполне
достойная награда за труды.
В этом, пожалуй, и состоит главная
сила Xenoblade Chronicles X: она умеет награждать тех, кто решит
потратить на неё своё время. Да, иногда она не вызывает ничего, кроме
глухой ненависти, но если иную игру после такого хочется выбросить и
забыть, то в случае Xenoblade Chronicles X ты просто стискиваешь зубы
покрепче, прорываешься через очередной убогий фарм-квест и получаешь в
награду несколько часов чистейшего наслаждения интересными историями,
запоминающимся миром, классной музыкой и гигантскими роботами.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: