Когда-нибудь – лет через десять, а может, даже через пять, – Роланд Эммерих всё-таки снимет идеальный фильм-катастрофу. Тогда режиссёру "Дня независимости", "Послезавтра" и "2012" стукнет примерно 55-60 лет, он будет совсем-совсем взрослый, познавший жизнь и вкусивший великой мудрости. Которая, помимо всего прочего, содержит такое вот сакральное знание: если ты не Джеймс Камерон, то, решив извести на экране кучу народу и что-нибудь как следует разрушив, не отвлекайся на всякие глупости вроде Драмы, Трагедии и Конфликта.
Всё равно на этом поприще мало что получится, особенно если удастся основная программа – Катастрофа. Ведь на её фоне все эти человеческие переживания, метания и поступки покажутся мелочными и незначительными и будут лишь отвлекать зрителя от красивого, сочного, феерического пиздеца, творящегося на экране. А как мы, люди, привыкли поступать с тем, что нас раздражает? Правильно – яростно отмахиваемся или хладнокровно игнорируем. Первый подход, безусловно, эффективнее, если есть хоть малейший шанс убрать с глаз долой всё, что мешает, а второй отлично подходит для всех остальных случаев – когда всё равно ничего нельзя поделать.
Собственно, "2012" – верный кандидат на очень осторожные, но довольно частые перемотки во время домашнего просмотра на каком-нибудь честно приобретённом Blu-ray. Осторожные – чтобы не пропустить какой-нибудь очередной дестрой, частые – потому что пару-тройку сюжетных линий из фильма следовало бы выкинуть ко всем чертям. На деле всё, конечно, не так страшно: два с половиной часа пролетают вполне себе незаметно, и зевнуть за это время удаётся от силы разок-другой, да и то исключительно по причине слишком уж резкого перехода от очередной крышесносящей экшен-сцены к какому-нибудь просто вопящему о своей ненужности драматическому моменту.
Да, истории героического (опять!) президента США и его дочери, престарелого отца Учёного-Спасителя (вы же понимаете, без этой фигуры – никак) и его не менее престарелого друга, а также сексуальной подружки русского олигарха и её пёсика (не подумайте ничего плохого) – они, мягко говоря, не трогают. Но прелесть ситуации в том, что этот печальный факт можно смело послать в том направлении, откуда возвращаются только люди с напрочь отсутствующими генами гордости и самоуважения. Не хочется проникаться – не надо! Смиритесь с этой чушью про "Капитан не покидает свою страну!", "Я же в море, ну что со мной может случиться?" и "И ради этого урода я увеличила себе грудь?" как с неизбежным злом, рассеянно отслеживайте судьбы тех персонажей, которые действительно вызывают симпатию (это, собственно, герои Джона Кьюзака, Чуитела Эджофора, Аманды Питт и немножко Вуди Харрельсон), а ещё лучше – плюньте на них всех с высоты Эйфелевой башни.
Потому что сердце и душа "2012" – вовсе не жалкие людишки, а взбунтовавшаяся, вставшая на дыбы и зарядившая всему человечеству хорошенького пендаля природная стихия. Не от того, что мы, человеки, слишком неаккуратно с ней обходились, а вот просто так, от нечего делать: вы же не верите всерьёз во всю эту дребедень про парад планет и предсказания древних индейцев?
Главные герои фильма – вовсе не писатель Джексон Кёртис, учёный Адриан Хелмсли и пластический хирург Гордон Сильберман, а Гигантское Цунами, Извержение Вулкана, Разлом Земной Коры, Сдвиг Материков и Глобальное Землетрясение. Именно проделки этой гоп-стоп-компашки Эммерих и показывает с той искренностью и любовью, которых явно не хватает людским персонажам. Этой природной мафией режиссёр готов любоваться часами – правда, с таким-то размахом, не говоря уже о потрясающем качестве спецэффектов, на "часы" не хватило бы никакого бюджета, особенно Роланду, которого при всём желании не получится причислить к когорте экономных киноделов. Посему – всё ограничивается часом чистого экранного времени плюс-минус десять минут. Что ж, и то хлеб.
Однако своей цели режиссёр всё-таки добивается – гениальные экшен-эпизоды "2012" начисто затмевают всё остальное: через час после выхода из зала с трудом вспоминаешь имена главных и уж тем более второстепенных героев, но можешь с лёгкостью воспроизвести подробности всех показанных природных бедствий и уже примерно знаешь, куда следует переехать на ПМЖ в том случае, если декабрь 2012 года действительно станет "последним днём нашего мира, каким мы его знаем".
Да, когда-нибудь Роланд Эммерих действительно снимет идеальный фильм-катастрофу. Ну а пока – остаётся довольствоваться просто хорошим.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: