← Все рецензии | О фильме | Видео | Кадры / 9 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Резвящиеся дети придумывают собственный язык, чтобы посторонние не проникли в тайну их игр. Пожилые режиссёры ищут новые способы общения со зрителями, чтобы, напротив, достучаться до пресытившейся аудитории.
За минувшие десять лет Жан-Люк Годар, позабыв прежнюю свою плодовитость, снял лишь три полнометражные ленты – «Наша музыка», «Социализм» и «Прощай, речь». По свидетельствам очевидцев, в 2010 году на ММКФ люди, битком набившиеся в зал, принялись сбегать с «Социализма» спустя считанные минуты после включения проектора. В 2014-м ситуация повторилась: на всё том же Московском кинофестивале царила ажитация, кто-то с надеждой спрашивал лишний билетик, кто-то ссорился из-за мест и пристраивался на ступеньках; но вот начался фильм – и вскоре тени стали красться к выходу. Ручеёк беглецов не разрастался в полноводную реку, но и не ослабевал. Режиссёр заговорил о Гитлере – минус несколько зрителей. Разочарованно упомянул бога – и ещё пара. Описал всеобщее равенство при помощи «роденовского мыслителя» в сортире – вновь кто-то из зрителей не выдержал.
Странная лента. Бессмысленно ждать от неё привычного кино. Вспышки образов, мазки ситуаций. Слух режут вскрики, скрип пера. Даже 3D (83-летний мастер не чурается современных изобразительных средств) диковинное, временами похожее на рисунок. Собственно, Годар и написал картину – импрессионистское полотно, где реальность угадывается, но преломляется. В памяти всплывает вопрос одного из действующих лиц: «В чём разница между идеей и метафорой?».
Рассуждая о Платоне, Годар закутывается в тогу философа. Ссылаясь на Клода Моне – примеряет фартук живописца. Показателен монолог о собаке и реке: дескать, пёс решил, что река говорит с ним; она пытается говорить и с людьми – однако те разучились слышать её. Когда некому слушать, река говорит сама с собой. Но утром её накрывает туман – и вы не видите её, как и она сама себя не видит. Как изобразить невидимое? Надо изображать отсутствие видимого.
Недаром псу и водоёму посвящён постер фильма. Автор уделил воде много внимания: из неё рождаются, в ней умирают, её пьют, по ней пускаются в путешествие. А пёс… Это собака самого Годара. И камера следит за животным со вниманием и симпатией куда большими, чем за людьми. Потому что люди забывают природу; а собака помнит, и она «единственное существо, способное любить вас больше, чем себя».
Героиня утверждает, что ненавидит любых персонажей: их втискивают в костюмы и маски и заставляют играть. Здесь персонажи иные: собака просто живёт, а мужчина и женщина становятся проводниками слов режиссёра, они больше похожи на абстрактные идеи, чем на лицедеев. «Можно или жить, или рассказывать» – констатирует один из них.
Невзирая на название своего фильма, Годар много говорит. Весомое достоинство ленты – хлёсткие реплики, обрамлённые неординарными образами. Например, истекающий кровью мужчина завещает: «Избегайте разбитых воспоминаний». Фраза «Здесь мог бы родиться Франкенштейн» ведёт к эдакой костюмированной постановке про Байрона и супругов Шелли. Поминает Годар и русских литераторов – Достоевского с Солженицыным; а шуточное сравнение российских сигарет с американскими даёт ему повод высказаться о старой, но по-прежнему актуальной проблеме отношений России и Запада.
Видимо, и самому режиссёру-сценаристу сформулированные строки весьма по нраву – он не стесняется их повторять. Так, пару раз звучат слова «Можно ли создать концепцию Африки?» и «Женщина не может причинить зла. Она может помешать или убить – и только». Как вариант, подобным образом Годар старается покрепче впечатать их в зрительскую память. Или свободно делает то, что хочется, не считая повторы изъяном. Когда после титров толпы зрителей (досмотревших фильм до конца было значительно больше, чем дезертировавших) переговаривались у выхода, настрой их был неоднородным: слышалось и снисходительное «Кажется, дедушка уже совсем… того», и едва ли не завистливое «Он может себе это позволить».
Оценивать фильм – особенно по трёхбалльной шкале – трудно. Слишком специфический для «Кино», слишком занятный для «Говно». И «Стерильно» ему не подходит – он несомненно фертилен, даёт пищу для ума и дёргает (зачастую резко) за струны эмоций. Что ж, всякие «Дыр бул щыл» и «Чёрные квадраты» тоже вызывают разноголосицу отзывов, одновременно считаясь и произведениями искусства, и переоценёнными бессмыслицами. Однако если их язык близок и интересен пусть не широким массам, а хотя бы отдельным людям, то они были созданы не зря.
Комментарии
Мне кажется рецензия не об этом фильме!!! Юля мне кажется не права, но это моё мнение! Это фантастика от которой у меня по коже мурашки, как от ванильных небес с томом крузом. Жалко, что таких фильмов очень и очень мало!!!!