Определенно, когда-нибудь Джо Райт доиграется. Премьерный показ его очередного фильма где-нибудь в Каннах завершится триумфом ко всему готовые зрители, злобные кинокритики и завистливо вздыхающие коллеги по работе устроят получасовую овацию стоя, и новость об этом примечательном событии непременно попадет на вторые полосы газет.
А первые будут пестреть заголовками «ДЕСЯТЬ ЧЕЛОВЕК УМЕРЛО ОТ ВИЗУАЛЬНОГО ЭКСТАЗА», «У АКУЛЫ ПЕРА НЕ ВЫДЕРЖАЛО СЕРДЦЕ», «ЛЮДИ ТОНУЛИ В ПОТОКАХ СЛЕЗ СЧАСТЬЯ И ПЕЧАЛИ» и иже с ними. Нет, серьезно, так и произойдёт если, конечно, господин Райт хотя бы чуточку не поумерит пыл и не перестанет снимать такие прекрасные и грустные вещи, как «Искупление».
Очередная работа британского режиссера пушечным снарядом влетает в окошко дома с вывеской «Военная драма», наносит тяжелые осколочные ранения почти всем его обитателям, а некоторых так и вовсе убивает на месте.
Приглядитесь ко всем этим неподвижным телам: у обеденного стола лежит с пробитой головой «Спасение рядового Райана», на кровати упокоился вечным сном «Список Шиндлера», а из развороченного дверного проема торчат ноги «Тонкой красной линии». Талантливый мистер Райт и раньше-то не особо церемонился со старичками, своей версией «Гордости и предубеждения» переплюнув все предыдущие экранизации Джейн Остен, и на этот раз утер нос всем, кто оказался в зоне прямой видимости.
И плевать, что военных действий как таковых в «Искуплении» практически нет. Не ими едиными жив жанр. Ведь чтобы донести до зрителя стремящуюся к нулю ценность человеческой жизни в военное время, необязательно прямо на экране пачками отправлять людей на тот свет вполне достаточно показать последствия этого процесса. И уж что-что, а это режиссёру удается на все двести двадцать пять баллов из десяти возможных. Обойдемся без подробностей, ладно?
Куда важнее, однако, не сам факт чудовищности войны (да и кого сейчас удивишь таким «откровением»?), а сила её влияния на судьбы главных героев.
Робби, несправедливо обвинённый в низком, недостойном мужчины преступлении, сменив тюремные харчи на солдатский паёк, попадает из огня в полымя и поди еще разбери, где у него больше шансов на нормальную жизнь в обозримом будущем. Повзрослевшая Бриони, осознав все последствия собственного поступка (пусть даже когда-то казавшегося ей правильным), использует Вторую мировую как возможность примерно наказать себя и помочь другим людям. А что еще остаётся делать, когда облегчить участь собственной сестры уже нет никакой возможности?
И лишь Сесилии, по большому счёту, совершенно без разницы, идёт война или нет. Разлука с любимым человеком штука крайне паршивая сама по себе, и не так важно, что является её причиной.
Не удивляйтесь, пожалуйста, такому непривычно подробному живописанию чувств, побуждений и желаний главных героев. Без него довольно сложно понять, почему «Искупление» вызывает такую гамму самых разных чувств от безумной радости до щемящей тоски, с миллионом оттенков между этими эмоциональными полюсами. Историй о вечной любви за всё время существования человечества накопилось до неприличия много, однако лишь редкие экземпляры способны по-настоящему увлечь и пронять, пробудив в душе гремучую смесь восторга, теплоты и даже, пожалуй, зависти.
После одних пронесшихся перед глазами лав-стори в голове остается лишь праздное «Да, и такое бывает», а после других надолго прописываются вопросы из разряда исключительно серьезных, практически вечных. Не всякие там «Что делать?», «Зачем мы здесь?» и «Кто виноват?», а «Способен ли я на такие чувства?», «Что лучше жить и дальше без любимого человека или умереть вместе с ним?» и далее по списку, который у каждого зрителя свой.
Но вот что самое замечательное имея уникальную возможность построить свой фильм на одних лишь эмоциях и потрясающих актёрах, которые полностью отдают себя своим персонажам (мы и без «Искупления» знали, что Кира Найтли и Джеймс Макавой лицедеи хоть куда, а вот Рамола Гарай, в «Ангеле» выступившая не слишком уверенно, на этот раз по-хорошему удивила; как, впрочем, и юная, но несомненного талантливая Сирша Ронан), Джо Райт ею демонстративно пренебрегает, показывая какой-то запредельный, невероятный уровень режиссуры на всех без исключения фронтах.
«Искупление» картина безумно красивая, причем слово «красота» здесь следует понимать в максимально широком смысле. Это и шикарные костюмы, и роскошные панорамы, и умелые ракурсы, и потрясающие «пролёты» камеры, и умелые переходы из одной сцены в другую, и филигранно подобранная музыка в общем, много-много-много всего.
От одной только «экскурсии» по побережью, с которого должны эвакуировать не одну тысячу человек, начисто вышибает дух потому что она, экскурсия, длится по меньшей мере минут пять и при этом выполнена без единой монтажной склейки. И это вам не памятная открывающая сцена из «Гордости и предубеждения» с участием нескольких человек здесь задействована огромная массовка, вымуштровать которую Джо Райту сотоварищи стоило, наверное, немалого труда.
Восхищаться техническим совершенством «Искупления» можно до бесконечности едва ли не каждый кадр фильма достоин самого искреннего любования. А теперь попробуйте представить, какой эффект эта внешняя красота в сочетании с красотой внутренней оказывает на неподготовленного (а даже если и подготовленного один черт) зрителя.
Вот именно − убийственный.
А впрочем, если уж помирать, то с музыкой Дарио Марианелли, в костюме Жаклин Дюрран, под прицелом камеры Шемуса Макгарви и непременно под чутким руководством Джо Райта.
В замечательной, короче говоря, компании.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: