← Все рецензии | О фильме | Видео / 3 | Кадры / 21 | Постеры / 4 | Разное | Фанарт |
Не верьте рекламе! «Бабадук» на самом деле — никакой не ужастик. Это семейная драма с социальным оттенком, которая пользуется выразительными средствами хоррора для придания ситуациям остроты и лучшей игры на зрительском нерве. Причём драма по хардкору —
исключительно мрачная, тяжёлая, депрессивная и беспросветная: в начале повествования героям очень плохо, а дальше становится всё хуже, и хуже, и хуже. И смотреть на это столь же тяжело, неприятно, местами даже мучительно… Проще говоря, перед нами чернуха (казалось бы, при чём здесь «Левиафан»?). Так говно ли фильм? А вот ничуть.
Эмоциональный маршрут, по которому «Бабадук» ведёт зрителя, заставляет вспомнить, например, «Страсти Христовы» (это же не оскорбление чувств верующих, нет?): сначала зритель долго мучается вместе с героями (пусть их страдания здесь и носят не физический, а психологический характер), а под конец получает свой выстраданный предфинальный катарсис. А помучиться есть отчего: обесцвеченный мир фильма, призванный символически подчеркнуть серую беспросветность бытия замученной матери-одиночки, так и не оправившейся от смерти супруга и не слишком успешно воспитывающей шестилетнего пацана с очевидными психологическими проблемами, обеспечивает мощное гнетущее впечатление с первых же минут. И всё происходящее дальше — от разрыва с близкими и не очень людьми до появления в жизни данной «дисфанкшнл фэмили» чудовища из детской книжки
—
лишь усугубляет. А уж до чего органично изображения сверхъестественного ужаса вписываются в картины ужаса экзистенциального
—
просто оторопь берёт… Так что нет, не врала всё-таки реклама: хоррора в фильме хоть отбавляй. Правда, совсем не такого, какого принято ждать от обычного жутика.
Затхлый мирок фильма не единственный источник зрительских мытарств; герои — тоже тот ещё подарок. Поймите правильно — что взрослая Эсси Дэвис, что малолетний Ноа Уайзман наиграли если и не на «Оскар», то наверняка на какую-нибудь награду поскромнее. Особенно расстарался пацан: в первой половине фильма маленького мерзкого назойливого засранца хочется если и не придушить, что твоего Джоффри, то как минимум прописать ему целительного леща. Зато стоит повествованию перевалить за середину и слегка сместить акценты, как к мальцу живо проникаешься искренним сочувствием и волей-неволей начинаешь переживать за его судьбу. Ну а мучения несчастной матери, изо всех сил старающейся любить ребёнка, который ей совершенно не нравится, да вдобавок пытающейся заработать им обоим на жизнь и справиться со стаей персональных тараканов, куда более крупных и жирных, чем она сама до поры подозревает, и вовсе ощущаются как свои собственные.
При всей своей чернушности и беспросветности, «Бабадук», пожалуй, один из самых осмысленных фильмов в жанре — как минимум за последние годы. Австралийская режиссёр и сценаристка Дженнифер Кент явно не преследовала цель заставить как можно большее количество школьниц в зале погромче визжать, а хотела высказаться по волнующим вопросам. А значит, вместо того, чтобы придумывать очередное «пикабу», потратила экранное время на раскрытие и развитие характеров, рассказ истории и наполнение её смыслами. В результате высказывание получилось мощным и доходчивым.
Тут вам и жизненная повесть о безусловной любви матери и ребёнка, которая при неудачных внешних обстоятельствах способна быть не менее мучительной и трагической, чем иная романтическая. Тут и мрачная сказка о кошмарах, комплексах и неврозах, которые страшным образом проецируются на окружающую действительность. Тут и трагизм пожирающего душу бытового безумия, порождённого отчаянием и безысходностью. Всё это сплетается в тугой клубок терзающего психологического и драматического напряжения, разрывающийся в катарсическом противостоянии с чудовищем, за которым следует довольно занятный финал. С одной стороны, в рамках сюжета он смотрится вполне уместно и никакого ощущения банальности, незавершённости или аляповатости не оставляет (в отличие от большинства коллег по жанру, которые неизменно умудряются вляпаться либо в одно, либо в другое, либо в третье), с другой
—
даёт простор для трактовок и стимул к размышлению как над самой историей, так и на заданные темы.
Эстетствующие граждане, конечно, могут посетовать, что намёки, разбросанные по фильму, слишком толсты и чересчур однозначны, а идеи поданы недостаточно изящно и излишне прямолинейно, и вообще «сразу всё понятно». Но не будем уподобляться. «Бабадук» — тот редкий случай, когда очередной хоррор (пусть и условный) является не рыночным продуктом для невзыскательной публики, а полноценным художественным произведением, умеренно глубоким и мало-мальски (правда — совсем чуть-чуть) требовательным к зрителю в эмоциональном и интеллектуальном плане и при этом нарочито к нему безжалостным. Штучный товар.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: