← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Педантично раскладывать по полочкам цельное произведение в случае с «Соучастником» вашему обозревателю крайне неприятно уж очень похоже на вскрытие живого человека, расчленение кого-то, исполненного души и дышащего полной грудью. Но переступить через себя все-таки необходимо Дорогая Редакция обязана сделать все возможное, чтобы убедить сомневающихся в том, что очередь в билетные кассы следовало занимать задолго до появления в них билетов на мэнновскую триллер-икону.
Их, сомневающихся, оказалось предостаточно даже на третий день после премьеры кресла в кинотеатрах были едва заполнены на четверть. Что тут поделаешь из всей массы фильмов, изливающейся на нас с широких экранов, «думающее большинство» всегда с пробором клало именно на невольные провалы и завуалированные от понимания среднего зрителя прорывы. Массы, похоже, настолько не впечатлились трейлером, что небритый фас Тома Круза на рекламном постере оказался не в силах завлечь в недра кинозалов даже томно вздыхающий слабый пол.
Можно было бы процедить: «Ну и сидите себе по домам, нам больше достанется». И, будь на месте «Соучастника» какое-нибудь там «другое кино» для типаэстетов так бы и поступили. Но вот незадача в этот раз для того, чтобы лицезреть Прекрасное, вам не нужно по карте города отыскивать высокоинтеллектуальный киноклуб. Достаточно просто пройтись по центральной улице, обращая внимания на афиши.
Предупреждаем сразу эта лента не будет с натянутой улыбкой отрабатывать уплаченный за нее стольник и кормить вас с ложечки кайфом. Она принадлежит к тому редчайшему типу фильмов, которые либо цепляют сразу и за живое, либо заставляют плеваться. Можете быть уверены это не красивая банальность, а лишь констатация факта. Картина, в которой живешь вместе с ее персонажами и после которой остается чудовищно сильный пост-эффект это уже не просто картина. Это чертово произведение искусства.
Жизнь дерьмо
С оборотной стороны это произведение искусства оказывается мастер-классом Майкла Мэнна, призванным продемонстрировать идиотам от режиссуры, как можно и нужно снимать триллеры. Человек, выпестовавший напряженную «Схватку» (Heat) и нокаутированного «онинихеранепоняли»-кинокритиками «Али» (Ali), произвел еще один точечный удар по сердцам поклонников жанра. Старая школа в деле: «показуха», «попса» и «развлекалово» последние ярлыки, которыми можно обвесить «Соучастника».
Сок и соль этого утверждения вернее всего передают перестрелки. Вы просто не представляете, насколько они прекрасны: молниеносные, жесточайшие, со знанием дела поставленные настоящими профи. Под стать им и звуки выстрелов не опостылевшие «бабахи», приевшиеся так же сильно, как мелодия из «Ночного дозора» на мобильном, но громкое, сухое рявканье. От автоматных очередей в закрытом помещении закладывает уши, осыпающееся стекло бьет по нервам, а людской панике в забитой под завязку «Лихорадке» сложно не поддаться. За сцену в вышеупомянутом клубе имена всей творческой группы стоит увековечить в граните немедленно. За четкие и скупые движения Тома Круза, совершающего смертоубийства, от которых все леденеет внутри, можно лишь молча снять шляпу и отвесить поясной поклон. Для жаждущих дальнейшего витка правдоподобия остается только всамделишнее, не киношное стрельбище или тир.
Зачет для номинации «Лучший экшен» имеется, но коль скоро мы имеем дело с триллером, то вправе рассчитывать на саспенс и столкновение характеров главных героев. Вы не сильно удивитесь, если узнаете, что у «Соучастника» и на этом фронте все просто идеально, и зачеты по части «Лучшего злодея» и «Лучшего романтического момента» (именно!) проставляются сходу? Круз предельно правдоподобно демонстрирует хитмана Винсента с ледяным взглядом на милой маске лица и харизмой до пола, а Джейми Фокс столь естественно болтает и флиртует с Джадой Пинкетт Смит, что опасаешься шевелиться в кресле, чтобы не испортить таксисту момент.
Хочешь жить умей вертеться
Пресловутое столкновение характеров раскручивается девяносто процентов экранного времени, и раскручивается естественно, с равнобожественными завязкой, взлетами, падениями, кульминацией и развязкой. Процесс умаслен точечными гэгами (другого эквивалента емкой американской идиоме «one-liner» мы не знаем) Винсента и экшен-вкраплениями, о которых столь много и восторженно выше.
Что же до саспенса, атмосферы и прочих задушевных вещей, то их должный уровень в зрителе успешно поддерживают душераздирающий саундтрек и чередование практически документальных (в смысле − в Голливуде так делать почти не умеют) съемок с панорамами ночного Лос-Анджелеса. Поверьте, этого более чем достаточно пустынные улицы и музыка Джеймса Ньютона Говарда сотоварищи легко достигают поставленной задачи оставить вас с картиной и ее обитателями один на один. С остальным обитатели справятся сами.
Вот такие вот дела, дорогие читатели. Такие вот дела По состоянию на сентябрь месяц «Соучастник», бесспорно, лучшее из того, что демонстрировалось в российских кинотеатрах в 2004-м году. Если не для Всеяредакции, то уж для вашего обозревателя стопроцентно. Чтобы решиться на вынесение подобного вердикта, требуются очень веские аргументы, и Майкл Мэнн предоставил их в лучшем виде.
Какое-то сверхъестественно аддиктивное кино, ей богу. Из тех, на которых не скучаешь ни секунды, а долгие безмолвные кадры, лишенные какого бы то ни было действия, но заряженные мощным эстетическим зарядом, воспринимаются как некое откровение. Майкл Мэнн умеет снимать все: стрельбу, погони, диалоги, монологи, ночной город, пустынные здания - причем умеет снимать так, что иным киноделам, чьи имена звучат на публике чаще и громче, стоило бы пройти у этого 61-летнего режиссера мастер-класс.
Безусловно великолепен Круз - образ седовласого киллера подошел ему как нельзя лучше. Как будто и не было тысячи и одной положительной роли, как будто всю свою сознательную жизнь он шел к этому откровенно злодейскому, то чертовски притягательном образу. Собственно, Винсент под стать самому фильму: временами спокойный и созерцательный, но иногда - взрывной и динамичный. И красивый, конечно. Удивительно красивый. Фильм.
Убил - поговорил, убил – поговорил. И так всю дорогу. Джейми Фокс, обосравшийся водила, и Том Круз, циник-экзистенциалист (а некоторые обосравшиеся водилы скажут, что и социопат), составляют, похоже, наиболее оригинальный дуэт нынешнего киногода. Свести таких антиподов, выдержать неторопливый темп картины, поставить невыносимо жестокие экшен-сиквенсы, показать добряка Круза Т. в качестве машины для убийства, впендюрить ярко выраженный символизм и остаться безнаказанным - подобное получается исключительно у талантов сверхъестественной силы. Вроде Майкла Мэнна.
Кому-то (лично не встречал, но... ) "Соучастник" покажется излишне медлительным. О, да, кровавых оргий и показушности здесь не досчитались. Две пули в грудь и одна в лоб - достаточно, чтобы механизм под именем "человек" перестал тикать. Трех-четырех резких движений хватает, чтобы раздавить собрата гомо сапиенса аки таракана. Ну а в промежутке между очередным смертоубийством - почему бы не поговорить? Изложить философию одинокого волка, свободно гуляющего по городским окрестностям, чтобы окончательно и бесповоротно довести зрителя до счастливого исступления.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: