Метагалактический мегакинопортал
Новые сериалы недели: первобытный Галустян и соперничающий Теннант Джерард Батлер продолжает «Охоту на воров» в трейлере сиквела о краже бриллиантов «Генри Кавилл был блестящим Суперменом» — Эми Адамс о прежнем Кларке Кенте и новой Лоис Лейн «Джон Уик 5» будет совсем не тем, что ждут зрители. И уже есть хорошие идеи Fallout с музыкой: трейлер постапока «Конец света» с Тильдой Суинтон

Соучастник

Collateral

Движение - жизнь

Педантично раскладывать по полочкам цельное произведение в случае с «Соучастником» вашему обозревателю крайне неприятно — уж очень похоже на вскрытие живого человека, расчленение кого-то, исполненного души и дышащего полной грудью. Но переступить через себя все-таки необходимо — Дорогая Редакция обязана сделать все возможное, чтобы убедить сомневающихся в том, что очередь в билетные кассы следовало занимать задолго до появления в них билетов на мэнновскую триллер-икону.

Их, сомневающихся, оказалось предостаточно — даже на третий день после премьеры кресла в кинотеатрах были едва заполнены на четверть. Что тут поделаешь — из всей массы фильмов, изливающейся на нас с широких экранов, «думающее большинство» всегда с пробором клало именно на невольные провалы и завуалированные от понимания среднего зрителя прорывы. Массы, похоже, настолько не впечатлились трейлером, что небритый фас Тома Круза на рекламном постере оказался не в силах завлечь в недра кинозалов даже томно вздыхающий слабый пол.

Можно было бы процедить: «Ну и сидите себе по домам, нам больше достанется». И, будь на месте «Соучастника» какое-нибудь там «другое кино» для типаэстетов — так бы и поступили. Но вот незадача — в этот раз для того, чтобы лицезреть Прекрасное, вам не нужно по карте города отыскивать высокоинтеллектуальный киноклуб. Достаточно просто пройтись по центральной улице, обращая внимания на афиши.

Предупреждаем сразу — эта лента не будет с натянутой улыбкой отрабатывать уплаченный за нее стольник и кормить вас с ложечки кайфом. Она принадлежит к тому редчайшему типу фильмов, которые либо цепляют сразу и за живое, либо заставляют плеваться. Можете быть уверены — это не красивая банальность, а лишь констатация факта. Картина, в которой живешь вместе с ее персонажами и после которой остается чудовищно сильный пост-эффект — это уже не просто картина. Это чертово произведение искусства.

Жизнь — дерьмо

С оборотной стороны это произведение искусства оказывается мастер-классом Майкла Мэнна, призванным продемонстрировать идиотам от режиссуры, как можно и нужно снимать триллеры. Человек, выпестовавший напряженную «Схватку» (Heat) и нокаутированного «онинихеранепоняли»-кинокритиками «Али» (Ali), произвел еще один точечный удар по сердцам поклонников жанра. Старая школа в деле: «показуха», «попса» и «развлекалово» — последние ярлыки, которыми можно обвесить «Соучастника».

Сок и соль этого утверждения вернее всего передают перестрелки. Вы просто не представляете, насколько они прекрасны: молниеносные, жесточайшие, со знанием дела поставленные настоящими профи. Под стать им и звуки выстрелов — не опостылевшие «бабахи», приевшиеся так же сильно, как мелодия из «Ночного дозора» на мобильном, но громкое, сухое рявканье. От автоматных очередей в закрытом помещении закладывает уши, осыпающееся стекло бьет по нервам, а людской панике в забитой под завязку «Лихорадке» сложно не поддаться. За сцену в вышеупомянутом клубе имена всей творческой группы стоит увековечить в граните немедленно. За четкие и скупые движения Тома Круза, совершающего смертоубийства, от которых все леденеет внутри, можно лишь молча снять шляпу и отвесить поясной поклон. Для жаждущих дальнейшего витка правдоподобия остается только всамделишнее, не киношное стрельбище или тир.

Зачет для номинации «Лучший экшен» имеется, но коль скоро мы имеем дело с триллером, то вправе рассчитывать на саспенс и столкновение характеров главных героев. Вы не сильно удивитесь, если узнаете, что у «Соучастника» и на этом фронте все просто идеально, и зачеты по части «Лучшего злодея» и «Лучшего романтического момента» (именно!) проставляются сходу? Круз предельно правдоподобно демонстрирует хитмана Винсента с ледяным взглядом на милой маске лица и харизмой до пола, а Джейми Фокс столь естественно болтает и флиртует с Джадой Пинкетт Смит, что опасаешься шевелиться в кресле, чтобы не испортить таксисту момент.

Хочешь жить — умей вертеться

Пресловутое столкновение характеров раскручивается девяносто процентов экранного времени, и раскручивается естественно, с равнобожественными завязкой, взлетами, падениями, кульминацией и развязкой. Процесс умаслен точечными гэгами (другого эквивалента емкой американской идиоме «one-liner» мы не знаем) Винсента и экшен-вкраплениями, о которых столь много и восторженно выше.

Что же до саспенса, атмосферы и прочих задушевных вещей, то их должный уровень в зрителе успешно поддерживают душераздирающий саундтрек и чередование практически документальных (в смысле − в Голливуде так делать почти не умеют) съемок с панорамами ночного Лос-Анджелеса. Поверьте, этого более чем достаточно — пустынные улицы и музыка Джеймса Ньютона Говарда сотоварищи легко достигают поставленной задачи — оставить вас с картиной и ее обитателями один на один. С остальным обитатели справятся сами.

Вот такие вот дела, дорогие читатели. Такие вот дела… По состоянию на сентябрь месяц «Соучастник», бесспорно, — лучшее из того, что демонстрировалось в российских кинотеатрах в 2004-м году. Если не для Всеяредакции, то уж для вашего обозревателя — стопроцентно. Чтобы решиться на вынесение подобного вердикта, требуются очень веские аргументы, и Майкл Мэнн предоставил их в лучшем виде.

Обсуждение рецензии
17 комментариев
Поделиться:
Павел Минский
21 сентября 2004

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
92%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»:

    Какое-то сверхъестественно аддиктивное кино, ей богу. Из тех, на которых не скучаешь ни секунды, а долгие безмолвные кадры, лишенные какого бы то ни было действия, но заряженные мощным эстетическим зарядом, воспринимаются как некое откровение. Майкл Мэнн умеет снимать все: стрельбу, погони, диалоги, монологи, ночной город, пустынные здания - причем умеет снимать так, что иным киноделам, чьи имена звучат на публике чаще и громче, стоило бы пройти у этого 61-летнего режиссера мастер-класс.

    Безусловно великолепен Круз - образ седовласого киллера подошел ему как нельзя лучше. Как будто и не было тысячи и одной положительной роли, как будто всю свою сознательную жизнь он шел к этому откровенно злодейскому, то чертовски притягательном образу. Собственно, Винсент под стать самому фильму: временами спокойный и созерцательный, но иногда - взрывной и динамичный. И красивый, конечно. Удивительно красивый. Фильм.



  • Юрий Лущинский«Кино»:

    Убил - поговорил, убил – поговорил. И так всю дорогу. Джейми Фокс, обосравшийся водила, и Том Круз, циник-экзистенциалист (а некоторые обосравшиеся водилы скажут, что и социопат), составляют, похоже, наиболее оригинальный дуэт нынешнего киногода. Свести таких антиподов, выдержать неторопливый темп картины, поставить невыносимо жестокие экшен-сиквенсы, показать добряка Круза Т. в качестве машины для убийства, впендюрить ярко выраженный символизм и остаться безнаказанным - подобное получается исключительно у талантов сверхъестественной силы. Вроде Майкла Мэнна.

    Кому-то (лично не встречал, но... ) "Соучастник" покажется излишне медлительным. О, да, кровавых оргий и показушности здесь не досчитались. Две пули в грудь и одна в лоб - достаточно, чтобы механизм под именем "человек" перестал тикать. Трех-четырех резких движений хватает, чтобы раздавить собрата гомо сапиенса аки таракана. Ну а в промежутке между очередным смертоубийством - почему бы не поговорить? Изложить философию одинокого волка, свободно гуляющего по городским окрестностям, чтобы окончательно и бесповоротно довести зрителя до счастливого исступления.



Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии