В наших краях выход нового фильма Гая Ричи — повод в очередной раз поднять бучу на тему «режиссёр уже не торт». Бытует мнение, что после «Рок-н-рольщика» осевший в Голливуде постановщик вместо добротной и дающей по шарам браги начал выдавать ректификат, которым упиться можно, но с бонусом в виде фатального отравления. От любых проектов некогда рядового клипмейкера, а ныне одного из лидеров английского зрелищного кино ждут гангстерской чёрной комедии. Если и не старого доброго «Большого куша», то хотя бы недавних «Джентльменов». Похожего хотели от фэнтезийного «Меча короля Артура», хотели даже от киноадаптации «Алладина» по заказу Disney — хотя бы в виде пары-тройки монтажных перлов, напоминающих о бессмертной классике. И конечно, того же требуют от «Операции „Фортуна“» — экшена, который эксплуатирует штампы бондианы (и всего, что около неё). Живее, чем это делали «Агенты А.Н.К.Л.», но, как водится, не без нюансов.
Констатация очевидного: Стэйтем на месте, причуды монтажа на месте (пускай и в разы менее выразительные, чем в 90-е), искромётные и резкие диалоги на месте (и неважно, что кто-то из персонажей нет-нет да изрыгнёт невпопад шутейку уровня озабоченного школьника). Потный напряг монтируют «параллельно», болтовню «нарезают» дрожащими руками, чтобы зритель банально не успевал утомиться от нарочито инфантильного юмороизлияния. Ещё немало криминальных рож просит кирпича, так что экспозицию приказано ужать и пережать! И раз вместо привычного нелинейного сюжета у нас упрямая и бесхитростная калька со сценарного чертежа Агента 007, то и общаться персонажи будут исключительно на языке оскорблений, подколов и дешёвых сисько-жопных издёвок.
Кстати, о языках: «Операция „Фортуна“» определённо не шедевр, но однозначно chef-d'œuvre — изначально французы нарекали шедеврами произведения не величайшие, а образцовые, к которым новый фильм Ричи и можно отнести. Из того же языка в подзаголовок новой работы Ричи проникло выражение ruse de guerre — «искусство побеждать» в официальном переводе и «военная хитрость» по факту. Однако в самом фильме говорят преимущественно на британском английском, изредка вставляя в речь словечки, к примеру, турецкого происхождения. Ну а где ещё смехотворить про утопленичество в турке, как не в Анталии? Где отпускать колкости про киноиндустрию, как не в Каннах? Где нокаутировать плохого парня с фразой buenas noches, как не в Мадриде?
Во многих странах герои «Фортуны» побывают, потому что «Фортуна» — вся такая типичная, шаблонная, под болванку созданная шпионская кругосветка, не стремящаяся переворачивать жанр с ног на голову. В фильме есть совершенно секретная вундервафля, которую спёрли плохие парни. Есть британское правительство, не желающее втягивать в операцию по поиску особо опасной приблуды агентов «на окладе». Есть и кучка наёмников, за энную сумму предоставляющих спецслужбам услуги в сфере частного шпионажа. Им мир спасать и предстоит: прилизанному лидеру-зануде (Кэри Элвис), лысому сорвиголове, лакающему дорогое вино при исполнении (Джейсон Стэйтем), «оракулу», зачитывающему оперативную информацию (Обри Плаза), второстепенному чернокожему парню и экспромтом завербованной голливудской звезде, нужным лишь в качестве массовки (Багзи Мэлоун и Джош Хартнетт). Противостоят им, во-первых, конкуренты из другой негосударственной конторы (в довесок ещё и бывшие коллеги, с которыми можно задорно сраться по рации в разгар заварушки), а во-вторых, миллиардер (Хью Грант), решивший преумножить свои богатства путём свершения хитрожопого финансового коллапса.
Вот только коллапс — не «Голдфингер», но явно им вдохновлённый, — оказывается совсем не хитрожопым. Да и троп о некомандных игроках, вынужденных играть в команде, уже затаскан — ричевская «Миссия невыполнима» никак заскорузлые шпионские концепты не облагораживает. «Довод» Нолана вливал в бондиану научную-фантастику и майндфаки. Давний «Шпион, выйди вон!» и недавние «Хромые лошади» от Apple TV+ работу разведчика представляли как бюрократический ад с копанием в бумажках. «Джонни Инглиши», «Остины Пауэрсы» и «Агенты 117» с Дюжарденом жанр высмеивают и высмеивают основательно. Молчим про прочих «Кингсменов» и «Борнов», ибо «Искусство побеждать» от них отличается тем, что никоим образом не стремится вторичное искоренить, а клишированное переосмыслить.
И в этом, несомненно, главная удача фильма — «Операция „Фортуна“» не претендует на лавры реформатора, не навевает умных мыслей о космических пустотах, катарсиса не вызывает. Задавая дурной вектор, нацеленный на повторение сотни раз повторенного и пережёвывание не в одном рту побывавшей жвачки, Гай Ричи методично натачивает перо, фривольно осваивает бюджет, больше чем у «Джентльменов» и «Гнева человеческого» вместе взятых, и ни в чём себе не отказывает. Новаторство опускаем. Хватит и талантов режиссёра, которые переводят скудные сюжетные ширли-мырли из разряда провальной безыдейности в разряд лихого жанрового хулиганства. По аналогии с «Бесславными ублюдками» Тарантино, которые голливудскую традицию военного кино швыряют в густую массу киноманских отсылочек и лингвистических изворотов, «Искусство побеждать» берёт всю паршиво пахнущую шпионскую ветошь, от которой подташнивает даже не самого прожжённого синефила, и просто-напросто делает её весёлой. Глупой, но весёлой. Лишает серьёзности то, что у других киноделов принято преподносить на «сложных» щах, и демонстрирует фан — беспощадно дебильный, но красноречивый, динамичный и «клиповый» (не забываем, что речь идёт о фильме Гая Ричи).
От начала картины до первой полевой вылазки проходит меньше пяти минут. Между первой и второй — перерывчик небольшой. Между третьей и четвёртой — побочное дело, в котором жирными оммажами поминают «Воинов» Уолтера Хилла и «Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида» другого Хилла, который Джордж Рой. Ритм выдерживают и саундтрек, и склейки, и пустопорожние диалоги шаблонных благородных негодяев. А в конце, после драк, стрельбы и полевых испытаний парочки крылатых ракет «Томагавк», получаем намёк на продолжение, который больше походит не на серьёзную заявку на сиквел, а на очередной элемент жанрового стёба.
Мы понимаем, что из всех заявленных «вторых глав» от Ричи ждут лишь одну: то ли в шутку, то ли всерьёз анонсированного в титрах «Рок-н-рольщика» сиквела — «Настоящего рок-н-рольщика». А пока этот проект стряпается (или не стряпается — надежда, как обычно, умирает последней), ожидания поможет скрасить «Операция „Фортуна“» — не высший пилотаж, не вещь в духе «раннего» Ричи, но и иным его голливудским работам не уступающая. В холодный Лондон с Борисами «Бритвами» и Гарри «Топорами» дружище Ричи, как и Карлсон к Малышу, обязательно вернётся, но не сейчас. Учитывая направленность грядущих проектов постановщика, в особенности историко-трэшевого «Министерства неджентльменской войны», в шпионов он до сих пор не наигрался. А разве кто-то против?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: