← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры / 7 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Истошный писк, полыхающие красным индикаторы — от встречи с матёрыми налётчиками рамка металлодетектора впадает в истерику. Причём металлическое у них, как правило, не только оружие: стальные нервы, стальные мышцы, металл в голосе. Герои этого фильма хотят тоже стать налётчиками, но их внутренний состав иной: песок, перец, порох. Реально ли при такой начинке не рассыпаться, а задать жару?
На главных ролях три суперстара. Младшему из них — Моргану Фримену — 79 лет, при этом все они оскароносцы, а Майкл Кейн вдобавок рыцарь. Но титул и благородная внешность не значат, что Кейну на роду написано играть сплошь учёных и аристократов; собственно, по рождению он сын грузчика и кухарки-уборщицы, а главное — разноплановый актёр, так что и здешняя роль заводского рабочего на пенсии сидит на нём как влитая. Тем более что означенный пенсионер по имени Джо тоже по-своему благороден — не генеалогически, а морально: готов пойти на многое ради семьи и друзей, не готов использовать боевое оружие, чужд алчности. Джо со своими товарищами Вилли и Алом не хотят нажиться — они хотят лишь незаконно забрать то, что нечестно забрали у них, а излишки, если вдруг таковые будут, отдать на благотворительность. Не шервудские принципы, но что-то близкое.
Синопсис и имена героев будят полустёршиеся воспоминания многолетней выдержки? Всё верно, новое — это хорошо забытое старое: перед нами не просто фильм про стариков-разбойников, а ремейк ленты 1979 года. Однако две кинокартины далеки друг от друга не только по времени, но и по наполнению: все второстепенные герои заменены, да и основное трио стало другим. В оригинале не было ни отмены пенсий, ни зловредства банка, ни образцов для подражания — только три друга, которые порастали мхом на обочине жизни и хотели снова почувствовать себя сорокалетними юнцами, оторваться в Вегасе. Кардинальные отличия бросаются не только в глаза, но и в уши: был игривый джаз — стала песня Feel Right с тридцатикратным повтором слова «motherfucker»… ну ладно, она тут скорее исключение, используемое для комедийного контраста чёткого-дерзкого фанка и неловко-суматошных грабителей на пробной вылазке. В новой версии много не «мазафакерства», а наоборот, сентиментальности — даже любовная линия появилась! Потому что мечты должны сбываться не только у дедушек, но и у бабушек. И у девочек, грезящих о собаке, и у мальчиков-пухляшей, желающих танцевать как Бейонсе… Как регулярно подчёркивает фильм, «каждый заслуживает свой кусок пирога».
Впрочем, и остросюжетность усилилась. Ограблению и подготовке к нему уделено гораздо больше внимания: есть ловкая схема, есть экшен — фильм способен заинтересовать не только зрительскую категорию 80+, но и ту, которая в разы моложе.
«Уйти красиво» козыряет актёрской игрой, юмором, мощным зарядом приободрения. Но будучи не сплошной комедией, периодически сворачивает в драму, и вот с ней всё менее благостно: она клишированная и не рвёт душу ощущением глухой безнадёжности — здесь вам не «Любой ценой». Штампы вообще выпрыгивают то с одной стороны, то с другой, намёкам не помешало бы сесть на диету, а сатира доходит до нелепости: представитель банка, конечно же, лживый, трусливый и напыщенный, а ФБР следит за всеми, однако по компетентности проигрывает не только магазинному охраннику или пенсионеру, но и щенку — тот лучше разбирается в людях. Впрочем, это объяснимо: чтобы зрители болели за грабителей, тем нужно прибавить трогательности и человечных мотивов, а противоположной стороне — картонности и карикатурности.
Правда, под наслоениями комедии всё же лежит скопление серьёзных проблем: последствия вывода производства за границу, недостаточные возможности системы здравоохранения, способность банков отнять крышу над головой… а главное — стариковская безнадёжность, когда просто нечего терять. Недаром герои и в 1979-м, и в 2017 году не боятся тюрьмы. Особой реалистичности ограбления здесь ждать не приходится (то, что профи делают нарочно, профаны делают случайно и с неприятными последствиями для себя, но новичкам везёт), а вот реалистичности жизни пенсионеров — сколько угодно. Это такая жизнь, что если повезёт, будешь витать в альтернативном мире, как Милтон, отлично сыгранный Кристофером Ллойдом с его фирменной сумасшедшинкой, а если не повезёт — в ясном уме и твёрдой памяти чувствовать, как с каждым днём всё сильнее увядаешь, не поспеваешь за настоящим, а впереди тебя ждут только серость и одиночество. Но как не лишний раз напоминает фильм, и в возрасте 80+ можно испытывать странное, неожиданное, даже настораживающее ощущение под названием счастье.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: