Режиссёр, сценарист и аниматор Макото Синкай, сам того не ведая, преподнёс всем анимешникам мира редкий подарок: создал новое лицо аниме, флагман, на который будут равняться, который начнут ставить в пример будущим поколениям, как некогда «Акиру», «Призрака в доспехах», «Манускрипт ниндзя» и работы студии Ghibli. До пришествия «Твоего имени» несчастным анимешникам, объясняя непосвящённым своё увлечение японскими мультиками, приходилось отбиваться от кучи дремучих заблуждений (большие глаза! плохая анимация! покемоны! хентай!) и ломать голову над выбором более-менее современного тайтла, который теоретически смог бы «зацепить» собеседника. Теперь же достаточно послать всех вопрошающих на «Твоё имя», чтобы потом с гордым видом заявлять: «Вот такое вот оно, современное аниме». Потому что, может, фильм и не в состоянии мгновенно влюбить в себя каждого зрителя, но оценить по достоинству и признать его неоспоримые художественные качества способен любой.
Итак, чем же «Твоё имя» заслужило столь высокий статус (не считая того, что это самое успешное полнометражное аниме в истории, и одно из самых высоко оцененных)? Для начала, фильм самодостаточен. В том смысле что он не принадлежит ни к одному известному франчайзу, а для его адекватного восприятия зритель не должен быть знатоком восточной культуры, разбираться в особенностях жанра или этапах творческого пути режиссёра. И, что особенно ценно, дабы получить удовольствие, ему вовсе не обязательно знать, понимать и любить аниме как явление. На минуточку, предыдущий самодостаточный продукт японской анимационной индустрии появился в российском прокате аж три с половиной года назад — «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки (того самого, который отказывается нарекать свои работы «аниме»).
Несмотря на очевидную «японскость», выражающуюся, главным образом, в нюансах и деталях сеттинга, «Твоё имя» рассказывает универсальную историю о первой любви, используя международные сюжетные клише. Тут вам и обмен телами (что может быть банальней?), и юная провинциалка, мечтающая покорить большой город, и «хороший парень». Но при всей незамысловатости стартовой диспозиции фильм захватывает с первых минут, с головой окуная в простой, но насыщенный и местами экзотичный для российского зрителя быт симпатичных персонажей. А возможность наблюдать этот быт глазами постороннего человека лишь добавляет картине шарма, обеспечивая ещё более глубокое погружение в мир «Твоего имени». Невероятно красивый, надо сказать, мир.
Вообще, по ходу просмотра складывается ощущение, что в техническом плане фильм несколько (не сильно, впрочем) уступает лучшим образчикам западной высокобюджетной 2D-анимации (не то чтобы её много появлялось в последние годы), но сторицей компенсирует отставание благодаря выдающейся работе дизайнеров и художников. Такие разные, но одинаково завораживающие виды современного космополитичного мегаполиса и традиционной японской глубинки, яркие и сочные цвета, игра света и тени и, конечно же, сказочно прекрасные небо и облака — фирменный знак Макото Синкая — производят сильнейшей впечатление на зрителя подготовленного и неизгладимое — на неискушённого.
Но вернёмся к содержанию: проникнуться симпатией, а то и уважением ко всем без исключения героям (антагонистов в «Твоём имени», как и в других работах Синкая, нет в принципе — борются с обстоятельствами) получается спустя каких-то пятнадцать минут наблюдения за их милой и забавной повседневностью. Поэтому когда дело вдруг принимает серьёзный оборот, переживать за них приходится всерьёз, особенно зная любовь создателя к грустным финалам.
Повествование как минимум дважды ощутимо меняет тональность, а то и жанр… Впрочем, здесь мы проявим нашу знаменитую заботу о читателях и поставим точку. Просто поверьте на слово: «Твоё имя» работает одинаково хорошо во всех ипостасях, а сюжетные повороты достаточно интересны, чтобы увернуться от спойлеров (ни в коем случае не смотрите второй русский трейлер!) и увидеть всё самостоятельно. Пусть даже внимательный, вдумчивый зритель о многом догадается заранее.
Впрочем, выше означенного зрителя сюжет едва ли сможет удивить — с известными клише фильм обходится оригинально, но ничего по-настоящему инновационного не предлагает. Однако при этом всё, что «Твоё имя» делает, оно делает исключительно хорошо, умело и правильно. То ловко играет на зрительских чувствах, чтобы в следующую секунду сбить драматический накал удачной шуткой, то, словно заправский фокусник, отвлекает внимание от действительно важных деталей, наделяя их иным значением. Когда можно, режиссёр насыщает повествование бездной нюансов, добиваясь правдоподобия, а когда нужно — пропускает целые сцены, оставляя простор зрительскому воображению.
И всё это работает: «Твоё имя» цепляет, обволакивает, полностью захватывает внимание и не отпускает до самого конца, заставляя то хлюпать носом, то встревожено хмуриться, то замирать от восторга, а то и хохотать в голос. Проще говоря, испытывать сильные эмоции. А не в этом ли одна из главных задач искусства?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: