Если с выходом фильма решили подгадать к какой-то дате — пиши пропало. Хэллоуин обеспечивает нам целую охапку средненьких ужасов, под Новый год выкатываются однотипные комедии, День народного единства… А что, собственно, приносит сей праздник, который вновь покраснел в календаре лишь десять лет назад? Как выяснилось, в кинематографе эта дата, вопреки своему названию, единство скорее разрушает, нежели укрепляет. Именно к ней студия «Мельница», известная своими мультфильмами о богатырях, неожиданно разорвала фольклорный круг и, перепрыгнув через эпос, влетела в историю. Причём именно влетела, а не вляпалась.
Прежде всего, заметно повысилось качество анимации. Но художники не изменили «фирменной» стилистике (как, например, в «Федоте-стрельце»), что при новом раскладе смотрится слегка нелепо. Сказка «обескровила» поле битвы и загнала смерть в подполье. Однако старуха с косой даже оттуда ухитряется прихватить пару-тройку персонажей, тихо утаскивая их за кадр.
На дворе война в одном из самых напряжённых проявлений — осаде. Каждый герой под прицелом, и можете не лазить в учебник истории за спойлерами — о судьбе мальчугана Сашки с его другом Фёдором там нет ни слова. Да и вообще избавьтесь уже от этой скучной книжки, которая прячет людей за бесконечными датами и статистическими сводками. Осада Смоленска, два года обороны, двадцать две тысячи поляков на пять с половиной тысячи русских… Тьфу! У героев должны быть лица, причём из плоти и крови, а не из бронзы и краски. В «Крепости» таких предостаточно, что и становится главным достоинством мультфильма.
Вместо воеводы Михаила Шеина на первый план выведен уже упомянутый Сашка — враль, сорванец и диверсант. Персонаж запросто вытягивает повествовательную нагрузку — тут и эволюция в настоящего героя, и здоровая самоирония. Кроме того, с его позиции отлично разыгран весь патриотический пафос ленты — из уст мальчишки желание поскорее попасть на войну звучит вполне естественно. Вообще, героям «Крепости» удаётся обходить стороной клише и не говорить агитками. Авторы фильма не идеализируют людей и не возводят на пьедестал — московские бояре трусливы, народ легко впадает в мракобесие, а воевода Шеин платит полякам каверзой за каверзу. Словом, люди как люди, даром что нарисованные. Не повезло только шляхтичам, которые словно сбежали из анекдота. Что военачальник, что его подручный ксёндз — фигуры карикатурные и ничего кроме смеха не вызывающие. Зато какие у них под началом крылатые гусары!
В целом же «Крепость» очень хорошо выдерживает тон. Дуракаваляние здорово замешено с героикой, так чтобы вышло пропорционально и без фальши. Удалось добавить в военный конфликт и сказочный элемент — в духе «Августа. Восьмого», но с огненными богатырями вместо гигантских роботов. Правда, несколько раз свинью подкладывает саундтрек — из-за музыки ряд сцен, в частности кульминация, оказались «пересахарены».
Однако общее содержание патоки не превышает норму. Дети не словят диабет, а взрослые не будут выковыривать белые крупицы из зубов. На такой пирог можно и всей семьёй сходить, причём сыты останутся все.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: