Норм такое кинцо с Джейсоном Стэйтемом засняли. А теперь об этом и многом другом поподробнее.
Вряд ли кто-нибудь станет слишком бурно возражать против предположения, что фильмы с Джейсоном Стэйтемом уже можно выделить в отдельный поджанр. Как правило, его персонажи — это вышедшие на покой бывшие силовики (спецназовцы, морпехи и прочие киллеры), небрито-брутальные и молчаливо-харизматичные. Однако в самом начале случается нечто, что заставляет протагониста завязать с пенсией и вспомнить профессиональные навыки. Основная интрига в таких картинах — сколько негодяев погибнет, прежде чем справедливость необратимо восторжествует, и как именно это случится.
В когорте однотипных поделок разной степени кошерности вести о фильме «Мастер» вызывали осторожный оптимизм. Во-первых, к сценарию приложил руку Сильвестр Сталлоне, который так-то может похвастаться номинацией на «Оскар» в данной категории, да и вообще не чурался вносить коррективы в свои проекты. Вдобавок на малых экранах блистает «Король Талсы», где дедушка Слай тоже имеет сценарный вес. Плюс в 2013 году у коллег по «Неудержимым» уже выходила схожая коллаборация под названием «Последний рубеж», что позволяет делать прогнозы.
Вторым пунктом для надежд выступает режиссёр Дэвид Эйр. Сделав имя, как автор сценария оскароносного криминального триллера «Тренировочный день», впоследствии Эйр переквалифицировался в режиссёры и поставил такие крепкие жанровые ленты, как «Патруль», «Яркость», «Короли улиц» и «Пчеловод» с тем же Стэйтемом. В общем, все ингредиенты для наваристого аппетитного зрелища имелись. И нельзя сказать, что у них не получилось, просто результат оказался немного неоднозначным.
Сюжет строится вокруг Левона, бывшего британского морпеха, а ныне простого американского прораба-строителя. Когда дочь босса похищают неизвестные, совесть не позволяет мужчине стоять в сторонке — закатав метафорические рукава, он с головой окунается в преступный мир, чтобы спасти девушку. Разумеется, попутно будут ломаны-переломаны многие кости, отдельные упёртые граждане получат травмы, несовместимые с жизнью, а сам герой разберётся с гложущими душу семейными неурядицами.
В общем, по всем приметам это типичное Стэйтем-муви. Но в глаза очень уж бросается нарочитая вторичность — вайбы «Заложницы» с Лиамом Нисаном так и прут изо всех щелей, оборачивая практически любое сравнение в свою пользу. Также подпортили впечатление шаблоны и клише — нарочитый пафос, торговцы людьми, сильная и независимая в качестве жертвы киднеппинга, вездесущая и русская мафия, особенно иронично смотрящаяся на фоне жовто-блакитного граффити с названием редкоземельно-минеральной страны.
Все эти шалости драматургии легко искупить ураганным, жестоким и красиво поставленным экшеном. Увы, но и тут есть нюанс: да, экшен в фильме есть, но его не так много относительно хронометража. Вдобавок герой ведёт себя скорее как детектив, собирая улики, устраивая слежку, разыскивая наводки, и даже позволяя себе стыдливо удрать, когда спалился — а ведь за последние годы карьеры Стэйтема от него ждёшь немного не этого. Когда любой его персонаж заходит в комнату за информацией, уже подсознательно представляешь, что через несколько минут он выйдет с искомым, оставив после себя груду покалеченных тел. А тут возникает когнитивный диссонанс — Левон зачем-то торгуется с барыгами, вместо того, чтобы лихо настучать им по преступным сусалам. Ладно, внезапные приступы немотивированного гуманизма можно было бы оправдать авторским стремлением к какому-никакому реализму — но в итоге происходящее всё равно сводится к противопоставлению многочисленной охраны и «армии из одного человека». Только хронометраж зря растянули дипломатическими поддавками.
В принципе, помимо смещения акцентов с экшена на детективную составляющую, главная претензия как раз к растянутой продолжительности. Будь фильм покороче, он смотрелся бы намного лучше. Если выкинуть побочные линии с семейными проблемами, похищенной девушкой в плену и прочие филлеры, то динамика от этого выиграла бы за счёт того, что экшен-сцены оказались не размазаны по всей длине, а более сконцентрированы. Но имеем то, что имеем.
После просмотра «Мастер» оставляет эдакое неоднозначное впечатление. Ругать его особо не за что, разве что соотношение действия к разговорам огорчает. Однако восторгов фильм тоже не вызывает — это всего лишь добротный, но проходной боевик на один раз. И даже харизме Джейсона Стэйтема не под силу сделать его лучше.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: