Как бы не клеймили современный российский кинематограф за низкое качество, называя его пустой тратой плёнки и госбюджета, больше всего простые зрители скорбят об отсутствии у него самобытности. Дескать, видели мы такие боевики раньше (в годах этак 90-х), триллеры уже давно так никто не снимает, а из вот этого мультфильма и вовсе уши «Шрэка» торчат. Так уж сложилось, что после просмотра очередной российской ленты, зритель узнаёт гораздо больше о голливудском кино с сопутствующими ему ценностями, чем о своём, о российском (да чтобы без берёзок и крестьян на пахоте).
И если докатится до кинотеатров редкий фильм о злободневном и актуальном, то он просто обречён на благосклонность критиков и пристальное внимание зрителей. Даже если это всего лишь очередной фильм о том, как сильно наша полиция нас бережёт.
Вне всяких сомнений, «Майора» не могли снять во Франции или в Аргентине. Здесь на фоне родных многоэтажек разворачивается сюжет криминальной хроники одного из местных телеканалов: напряжённый, в некоторой степени захватывающий и как можно более шокирующий (дети и беременные женщины знают, что делать). Снять фильм по мотивам подобных хроник сегодня может каждый (на одной из кнопок пульта такого добра навалом), поэтому режиссёр Юрий Быков замахивается на социальную критику. Для таких высокохудожественных высказываний необходимо серьёзно собраться с мыслями и держать аргументированную речь, однако вместо этого в «Майоре» показан сумбурный экспромт – с долгими паузами, словами-паразитами и без какого-либо вывода.
Осевая часть «Майора», остросоциальный сценарий, написан не иначе как по принципу знаменитого письма из Простоквашино. Стоит в поведении персонажей начать проклёвываться хоть какой-то логике, как сценарий мгновенно разворачивает её в обратную сторону. В одном кадре моральный маятник в форме будет отчаянно материться и творить полицейский произвол, а спустя секунду начнёт терзаться совестью и бормотать что-то о справедливости. Без движения мысли на небритом лице, без объясняющих нравственные превращения событий – просто по щелчку сценарного переключателя.
Но главное, что рушит сюжетный домик «Майора», так это загубленное правдоподобие. Если в картине такого рода появляется хотя бы тень надуманности, то пиши пропало –назовут обычной чернухой и сошлют за голубой экран. Сюжетным оправданием для всех кровавых событий фильма служит желание полицейских скрыть факт преступления от газет и властей, однако, действуя с грацией отбойного молотка, стражи порядка оставляют столько бездыханных тел, что подвести их под графу «несчастный случай» становится просто невозможно. Ближе к середине фильма попытка скрыть одну смерть с помощью десятка других окончательно становится нелепой.
«Майора» не спасает ни отличная режиссура, ни напряжённость действия, ни колоритные актёры – при попытке пройти тест на соответствие действительности, драматизм любого эпизода сходит на нет. В конце концов, скомканный финал оставляет зрителя в лёгком недоумении и с проклятым вопросом в голове: «Так что всё-таки хотел сказать режиссёр?»
И попробуй после всего этого доказать, что фильм является серьёзной работой об общественных недугах. Просмотр «Майора» равен походу в картинную галерею: налево у нас проститутки, в том зале спят бомжи, а вот и главный экспонат – оборотни в погонах. Картины впечатляющие, но забываются на счёт раз.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: