Пока весь (не)цивилизованный мир, уже успевший посмотреть "Обитаемый остров" (а в особо запущенных случаях — не видевший ничего, кроме уродских трейлеров), самозабвенно ругает фильм, упражняясь в остроумии и изящной словесности (дело это нехитрое; главное — найти побольше синонимов прилагательным "гламурный", "картонный" и "искусственный", а соответствуют ли они действительности — это уже дело десятое), Всеяредакция не менее увлечённо предаётся куда более интересному занятию — мечтает об экранизациях своей любимой отечественной фантастической и фэнтезийной литературы.
Воображение забегает настолько далеко, что мы уже видим себя на премьерах "Лабиринта отражений", "Линии грёз" и "Звёзд — холодных игрушек", представляем, как выкладываем трейлеры из "Алмазного меча, деревянного меча" и "Не времени для драконов", смакуем кадры из "Пути меча" и "Грозы в безначалье", любуемся на постеры "Смерти взаймы" и "Мягкой посадки", до хрипоты спорим на тему "Цель оправдывает средства" в комментариях к рецензии на "Выбраковку", радостно рапортуем о начале съемок "Ведьминого века" и, в очередной раз наплевав на свою строго киношную направленность, делимся свежими впечатлениями о сериале "Хроники Ехо".
А всё почему? А всё потому, что первый опыт высокобюджетной экранизации классики отечественной фантастики, коей, как ни крути, и является "Обитаемый остров", прошёл более чем удачно. До того удачно, что мы, признаться, до сих пор не можем отойти от шока и, пересматривая уже помянутые уродские трейлеры, осеняя себя крестами при виде ничуть не менее обморочных постеров и вообще всячески матеря откровенно саботажную рекламную кампанию (криворуким креативщиками – физкультпривет!), в который раз удивляемся — ну как фильм, который выглядел так откровенно слабо на всех стадиях, кроме финальной, смог в итоге вырваться из этого порочного круга и оказаться очень достойным представителем НФ-жанра?
И ведь дело тут вовсе не в замечательной литературной первооснове — у братьев Стругацких, скажем так, были куда более удачные произведения (да возьмите хотя бы многострадальное "Трудно быть богом", не говоря уже о "Пикнике на обочине"). И не в бюджете — мы отлично знаем, с какой лёгкостью восьмизначные суммы (в долларах, разумеется) превращаются в самое заурядное говно (не будем показывать пальцем на Лебедева и Шмелёва, хорошо?). Дело совсем в другом — у фильма есть душа и атмосфера, а это самое главное. Всё остальное — приложится.
И — прикладывается, да ещё как!
Василий Степанов, во всех этих трейлерах (господи, глаза б их не видели) выглядевший как жизнерадостный пациент дурдома, оказался едва ли не идеальным выбором на роль Максима (ну, или Мака Сима, если вам так угодно). Здоровый, харизматичный, поначалу действительно добродушный и радостно улыбающийся всем встречным-поперечным, по мере погружения в мир Саракша он преображается — и вот перед нами уже не жизнерадостный студент, прибывший из прекрасного коммунистического далёка, а адекватный обстановке человек, решивший изменить этот мир к лучшему – разумеется, в меру своих знаний, умений и представлений о добре и зле.
Целая плеяда других хороших актёров, из которых убедительнее всего, пожалуй, выглядят Пётр Фёдоров (Гай, друг Максима), Алексей Серебряков (Странник), Максим Суханов (Папа) и даже, представьте себе, сам Фёдор Бондарчук в роли Прокурора. Нет, остальные тоже на своём месте, но вот эти (плюс Василий) — запоминаются больше всего.
Достойная операторская работа в сочетании с красивыми декорациями делают планету Саракш пусть не реальной, но очень убедительной. А уверенная рука режиссёра добавляет всему этому той самой атмосферы, которая так необходима любому фильму, в том числе и фантастическому. Да, Бондарчук-младший явно смотрел и "Бегущего по лезвию бритвы", и "Эквилибриум", и ещё несколько известных представителей жанра, но это идёт картине только на пользу.
Экшена в первой части "Обитаемого острова" (вы ещё не забыли, что нас ждёт два фильма?) не сказать, что много, но в общем и целом — достаточно. И всё, что есть, выполнено на твёрдую пятёрку – с умелым использованием слоу-мо, с нормальной, а не бешено трясущейся камерой, с внятным и позволяющим от души посмаковать особо удачные моменты монтажом.
Ко всему прочему, и это чертовски важно – весьма убедительно передано то гнетущее чувство, которое посещает любого нормального человек (такого, как главный герой) при виде реакции обитателей Саракша на сюжетное важное «излучение». Одни — которых меньшинство и которых здесь величают "выродками" — корчатся от невыносимой боли, другие во всю глотку орут что-то патриотическое и увлечённо пинают первых. Одним словом — сущий бедлам, причём неприятный такой, нехороший. И он отлично чувствуется по эту сторону экрана, что лишь усиливает эффект погружения.
Во всём остальном "Обитаемый остров" вызывает исключительно положительные эмоции. И даже тот факт, что нам показали лишь первую половину истории, никак не расстраивает — хотя бы по той простой причине, что кино имеет ярко выраженный промежуточный финал, а не обрывается посередине. Посмотреть продолжение хочется как можно быстрее — а разве это не лучший комплимент?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: