Если четвёртые «Пираты Карибского моря» и попадут в учебники по кинопроизводству, то разве что в главу «Что случается с успешными франчайзами, когда их создатели начинают прислушиваться к настоятельным просьбам (в особо запущенных случаях — воплям, угрозам и скулежу) разношёрстной толпы фанатов».
Нет, Джерри Брук-хар-хар-хаймера никто не ловил за руку, подписывающую с самыми яростными критиками триквела пакт о ненападении: мол, вы не поносите наше кино в своих интернетах и прекращаете пикетирование диснеевского офиса, а мы делаем сюжетную линию попроще, уменьшаем уровень мрачняка и сокращаем количество ключевых персонажей. Но кому нужны документальные доказательства, если и без подзорной трубы видно, откуда растут ноги?
Давайте оговоримся сразу, во избежание всевозможных недоразумений: «Странные берега» — хорошее, качественное, увлекательное кино. Не будь за его плечами семи с гаком часов приключений Капитанаджекаворобья со товарищи, оно вполне могло бы удостоиться изрядной доли тех комплиментов, которыми благодарный зритель щедро наградил «Проклятие "Чёрной жемчужины"». Да, радиус кругов от этого спуска на воду был бы несколько меньше: восторги — поумереннее, истерики — потише, сиквелы — подешевле и не факт, что сразу две штуки без отрыва от производства. Но — были бы и любовь, и обожание, и восхищение. А уж в каком соотношении с оригиналом — это дело десятое.
Беда «Странных берегов» исключительно в том, что его команда так душевно погуляла (читай — выпила и закусила) в предыдущих частях, что разнесла по кирпичику пару таверн в прибрежном городке, удостоилась за это вагона ласковых слов от губернатора, лишилась пятилетнего запаса рома и теперь перестраховки ради предпочитает смирно потягивать через соломинку забродившее кокосовое молоко.
Мирные жители города от радости водят хороводы, а завсегдатаи кабаков слегка приуныли — никто никого не бьёт по морде, никто не выжирает на спор ведро с горячительным, из углов не слышны весёлые взвизги девиц лёгкого поведения, а вместо искусного фехтования на повестке дня — факир, икающий пламенем. Мужик, конечно, старается изо всех сил, но что за веселье, если из заведения никого не унесут вперёд ногами?
Вот и Роб Маршалл как тот самый огнедышатель: делает всё, что в его силах, но выше головы сигануть не может. То, что у Роба таланта поменьше, чем у Гора Вербински, было ясно ещё до «Пиратов», а в «Странных берегах» проявилось на полную катушку: сейчас у нас профессиональные и увлекательные фокусы, а раньше была настоящая, дьявол её забери, магия. Смекаете?
Нет, за Гором тоже нужен глаз да глаз — что получается, когда за плечом у режиссёра не маячит авторитарный продюсер, зорко бдящий, чтобы буйная фантазия не встала на пути у драйва и динамики, мы прекрасно видели по «Ранго». Но вся ирония в том, что за Робом приглядывать вряд ли пришлось — ну не было, не было в его карьере ещё ни одного крупного прожекта из разряда «Господи, да что же он употребляет?»!
Видимо, именно поэтому «Странные берега» получились до дрожи похожими на этакий микс из «Чёрной жемчужины», «Сундука мертвеца» и немножечко «На краю света» — с пониженным содержанием сахара. И, видать, по этой причине многие персонажи и события до боли знакомы: вот парень и девушка из разных миров (только теперь ну совсем-совсем разных), вот фехтование, переходящее на «второй этаж» (только без разящей наповал синхронизации с музыкой), вот родной для Джека Воробья необитаемый остров, вот сцена «У корабля новый капитан», вот… В общем, вы поняли, да?
И вот что самое странное — всё это до сих пор прекрасно работает. Даже пока Джерри и Роб увлечённо занимаются (само)повторами, скучать или возмущённо тыкать пальцем в экран («Это уже было, тысяча чертей!») нет ни времени, ни желания. Да, ощущение новизны куда-то бесследно испарилось, глаз подмечает отсутствие мало-мальской драмы в характере главного злодея, сердце оплакивает так и не родившиеся новые шедевры Циммера, а мозг на автопилоте ведёт учёт сценам, которые в бесподобном «На краю света» выглядели бы на голову эффектнее и мрачнее.
Однако все эти органы чувств пасуют перед неугасающим обаянием Капитана Джека Воробья, образцово-показательной работой экшен-департамента, по-настоящему внушающими сценами вроде ловли русалок и по-«пиратски» сильным финалом, после которого, давайте будет честны друг перед другом, всё-таки хочется добавки.
Но ещё сильнее хочется верить, что в следующий раз реверансы в адрес бестолковой публики если и не сойдут на нет, то хотя бы не будут так ярко отсвечивать. Мы ведь не слишком о многом просим, а?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: