КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Полное безумие на двоих: «Ужасающий 3» грозится обогнать в прокате «Джокера 2» Райан Рейнольдс публично упрашивает Marvel снять «Блэйда 4» с Уэсли Снайпсом Гром и кряк: Дональд Дак станет Тором Студия Pixar выпустила первый трейлер «Студии сновидений» — спин-оффа «Головоломки»

Пирамида

The Pyramid

Казни египетские

«Пирамида» – кино с изначально сломанной концепцией. Стартовые титры обещают, что сейчас мы увидим очередную «найденную видеозапись», однако уже через пару минут камера гордо демонстрирует пролетающий над планетой спутник. Дальше изображение лихо перескакивает с одной камеры на другую, показывая, что записей должны были найти не меньше трёх, а то и вовсе отрывается от заявленных приборов видеофиксации и взмывает куда-нибудь к потолку. Помнится, в своё время такой наплевательский подход срубил на корню «Тайну перевала Дятлова». Ну а что же «Пирамида»? А «Пирамиде» всё нипочём – стояла, стоит и стоять будет.

Всё потому что для фильма пресловутое «мокьюментари» – излишество. Маркетинговый трюк, но никак не определяющий художественный приём. Кино играет на территории «Спуска», отправляя зрителя вместе с героями в тёмные узкие подземные лазы, складывающиеся в хитрый лабиринт, специально построенный так, чтобы выйти оттуда было куда труднее, чем войти. И в тесных, давящих помещениях, когда оператор (а вместе с ним и зритель) прижат к персонажам так, что ближе некуда, эффект присутствия при должном профессионализме съемочной группы замечательно создаётся безо всяких дополнительных ухищрений вроде «живой камеры». Отсюда клаустрофобия, паранойя, боязнь темноты и одиночества (даром что герои в одиночку практически не ходят), которые приятно щекочут нервы и поддерживают достойный уровень саспенса вплоть до финала.

Ей-богу, сама ситуация – заблудиться внутри древнего подземного лабиринта – настолько жуткая, что и монстров никаких не надо: смотреть на то, как людишки блуждают по мрачным комнатам и коридорам, постепенно ударяясь в панику, теряя остатки разума, ополчаясь друг на друга, погибая, и без того занятно, а учитывая бодрый ритм и повествовательный драйв – вдобавок увлекательно. А монстры в данном случае служат разве что катализатором вышеназванных процессов, избавляют героев от утомительной необходимости самовыпиливания да дают «Пирамиде» право получить пометку «хоррор» в графе «жанровая принадлежность» рядом с куда более заслуженным «триллером». Персонажи-люди при этом демонстрируют уровень неадекватности ощутимо ниже среднего по поджанру, посему без чудищ процесс блужданий мог бы затянуться на неопределённое время. По крайней мере, гениальных идей типа разделения без веской на то причины ни у кого не возникает, а в момент всеобщей истерики и выяснений, кто же из присутствующих во всём виноват, находится человек, призывающий окружающих к спокойствию и справедливо утверждающий, что срачи не помогут выбраться наружу. И, что особенно удивительно, остальные его слушают.

   
   

Впрочем, есть в фильме и кое-что другое, выгодно отличающее его от того же «Спуска» (в котором были только пещеры, похожие на другие пещеры, и ещё немножко пещер), – чудесный египетский сеттинг. Когда в последний раз до наших экранов добирался хоррор, тематической основой которого была бы культура древнейшего государства? Все эти фараоны, мумии, пирамиды, проклятья, ушебти, звероголовые боги и культ смерти – офигительный антураж для мрачных и жутких историй, который почему-то используется до обидного редко. И зря – перечисленное неплохо обогащает эмоциональный фон «Пирамиды».

Причём речь не столько об атмосферности (оная, разумеется, эпизодически проступает, но кино, прямо скажем, держится не на ней), а об азарте исследователя-первооткрывателя. Ведь сама пирамида изначально не страшная, она интересная. Поэтому желание героев первыми увидеть сокровища, чудеса и тайны, которые в ней хранятся (понятно же, что именно оно погнало археологов с документалистами внутрь, а железяка за три миллиона долларов – это так, предлог), быстро передаётся зрителю. В результате даже вводная первая треть фильма не кажется скучной, она-то как раз и формирует означенные интерес и желание разгадать тайну.

И пусть результат несомненно разочарует – все загадки сведутся к нескольким вялым и неуместным лекциям по древнеегипетской мифологии (причём неуместность, как правило, осознают и окружающие, по-дружески советуя лектору либо переходить к сути, либо заткнуться), а главный секрет обернётся раздражающе невменяемым и ничего не объясняющим, но это будет уже потом, ближе к титрам и окажется далеко не так сокрушительно, как в уже упоминавшейся и идеологически близкой «Тайне перевала Дятлова». Ведь к моменту, когда наступает осознание несостоятельности и неполноты разгадки, кино уже давно развлекает совсем иными методами.

Однако поймите правильно: «Пирамида» – это ни капли не оригинальное, умеренно глупое кино на один раз. Но этот самый раз несёт в себе достаточный заряд драйва, напряжения и веселья, чтобы о нём не приходилось жалеть. Фильм достаточно хорошо сделан, чтобы честно развлекать зрителя на протяжении всех своих полутора часов. А на большее он и не претендует.

Обсуждение рецензии
18 комментариев
Поделиться:
Владислав Никиткин
7 декабря 2014

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
43%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА – 608: Вылизанный из пальца
 
2Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
Ещё

Новые комментарии