КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Эйса Гонсалес снимется в комедийном боевике с Винсом Воном и Джеймсом Марсденом Прокатная удача улыбнулась ужастику «Улыбка 2» в мировых масштабах КГ играет: Yakuza: Like a Dragon, часть 13 Саруман Кристофера Ли вернётся в следующем «Властелине колец» КГ играет: Yakuza: Like a Dragon, часть 17

Пила-3

Saw III

Пилка для мозгов

Кто бы мог подумать, что третья часть «Пилы» внесет в наши невозмутимые души и мозги изрядную порцию сумятицы? Что фильм заставит тратить свободное время на размышления о природе неоднозначности?

«Неоднозначно — это хорошо или плохо?» — спросила кроха у папы. «Ну, знаешь, кроха, однозначно на твой вопрос не ответишь, — ответил тот. — Уж слишком он неоднозначный».

Услышав такой ответ, кроха может пойти нажраться с друзьями и больше не выпендриваться. Нам, увы, суждено мучаться дальше. Если вопросы возникают — это хорошо. Куда хуже, наверное, было бы их полное отсутствие. И, что интереснее, ответы тоже находятся, причем у вас едва ли возникнут проблемы с поисками. Так в чем же дело? Да в том, что вопросы всегда агрессивны, а ответы носят объяснительно-оправдательный оттенок. Создается впечатление, что мы находимся в зале суда и представляем интересы клиента, которому уже предъявили обвинения. И даже веря всей душой в презумпцию невиновности, начинаешь сомневаться: мол, вони без дерьма не бывает, а значит, что-то с ним, клиентом, не так.

Ну да ладно, давайте сперва разберемся с простыми, как отрезанная нога, вещами — мясом, кровищей и добровольной расчлененкой. Тут «Пила-3» мерзопакостнее (в хорошем смысле слова) двух предыдущих частей вместе взятых. Безотрывно и без внутреннего содрогания смотреть на творящуюся мясорубку смогут только патологоанатомы, мясники в пятом колене и режиссер Филипп Янковский. Если бы не активная камера, милосердно отказывающаяся смаковать самые жуткие сцены, от иных сцен мутило бы не хуже, чем от «Чудаков-2» — с тем отличием, что не приходилось бы совмещать рвотные позывы с невольно рвущимся изнутри смехом (и это, кстати, неоспоримое достоинство триквела). Если вы латентный маньяк, который обуздывает горячее желание порубить топориком шумных соседей по этажу исключительно просмотром фильмов, где приятно хрустят дробящиеся кости и красненькое льется галлонами, то «Пила-3» несомненно станет вашем лучшим другом.

Дальше следует трудная часть, если вы по непонятным большинству флуктуациям ждете от фильма чего-то большего — ведь с этого момента начинается чистая достоевщина. Имеет ли «Пила-3» право на проделанное или должна точно знать свои рамки и не нарушать целостности границ? Напомним, что мы по-прежнему рассматриваем серию из трех фильмов, которая занимается ежегодной стрижкой купонов под праздник тыквенных голов. Так вот, как стоит относиться к тому, что франчайз осознал свою мифологичность и с небывалым увлечением копошится в компостной куче собственной истории? «Пила-3» сыпет отсылками к первым двум частям и, что еще важнее, находит в них строительный материал для развития сюжетной линии. И это не простой принцип постепенности, когда окончание одного ведет к началу другого; в ход идут заброшенные и тупиковые пути, которые никогда и не подразумевали продолжения.

Возможно, впрочем, что здесь нет места непонятно откуда вскочившему прыщику величия — не исключено, что вышеизложенное случилось от безысходности. Все время существования серия старалась развиваться: первая часть валяла дурака с жанром, сиквел забавлялся со зрителем, триквел играется с самим собой. Процесс, конечно, до невозможности интимный и предназначенный для узкого круга лиц (читай — извращенцев) — согласитесь, вряд ли найдется толпа народа, получающая удовольствие от наблюдения за мастурбацией какого-нибудь малознакомого индивида. Другое дело, что «Пила» — индивид не такой уж и малознакомый, со всеми сопутствующими выводами.

Также изменился modus operandi Джона Конструкторовича — он перестал быть учителем и стал проповедником. Разница — колоссальна. Впрочем, оно и понятно: ничего общего между уроком и проповедью не наблюдается. Лекции в исполнении Пилы при всей брутальности всегда были изысканно остроумными — достаточно вспомнить очевидный ключ для спасения, выданный группе испытуемых, которые ни при каких обстоятельствах не могли договориться друг с дружкой. При этом проповеди, несмотря на брутальность, отдают христианским душком и поэтому остаются именно что проповедями: представьте, что оказались в храме наедине со спятившим священником, и поймете, о чем мы толкуем.

Что огорчает больше всего остального — прихожанин Церкви Спасения Через Непередаваемые Муки. Ни разу Джону не попадался настолько тупоголовый клиент. Негодяи, подонки и равнодушные к чужому горю — были, а двинувшиеся на почве горя, абсолютно неадекватные типы — нет. Ей богу, по полной программе сопереживать Джеффу сможет только человек с замашками святого. Грешникам и обычным людям страсти типа-протагониста будут, как говорится, до фени.

Так что же делать с «Пилой-3»? При всем вышеописанном кино смотрится легко и на одном дыхании — гораздо лучше, чем тот же сиквел. В третьей части хотя бы нет дурацких персонажей и диалогов, от которых вянут уши. Поэтому давайте поступим как все нормальные люди, сталкивающиеся с необъяснимым: сделаем вид, что его нет.

Обсуждение рецензии
52 комментария
Поделиться:
Юрий Лущинский
25 ноября 2006

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
77%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 642: «Субстанция», «Затерянное место» Александра Ажа, «Домовёнок Кузя», экранизация мема «Ждун»
Ещё

Новые комментарии