Начинается «Пробуждение Силы» смело, если не сказать дерзко, попирая одну из самых незыблемых основ вселенной «Звёздных войн»: почти с первых кадров штурмовики стреляют и — о чудо! — попадают в цель. Впрочем, Джей Джей Абрамс быстро спохватывается и восстанавливает историческую справедливость: впредь горе-солдаты Первого Ордена палят так, словно зрение у них минус 200, исключая возможность кому-нибудь ненароком навредить.
Подобным уважением к традициям и духом старины пропитан весь фильм. В 5D-кинотеатрах зрителям, наверное, в дополнение к обычным эффектам в лицо полетят пыль и песок, в нос ударит запах нафталина — и вряд ли кто-то уйдёт обиженным. Компьютерной графики, конечно, хватает, но по большей части «Пробуждение Силы» не стесняется своих резиновых изделий и с гордостью выставляет их напоказ. Мы, разумеется, о разномастных инопланетянах — их потёртый вид перенесёт в детство всех, кто не смотрит сейчас малобюджетные фантастические сериалы (в тех за последние 30 лет в этом смысле мало что поменялось).
Создатели не скрывают своего точечного расчёта на ностальгию. Временами они как будто проставляют галочки, отмечая камео старых персонажей и образов. Однако их замысел чаще оправдывает себя, чем нет: самые эмоциональные сцены получились именно с заслуженными динозаврами «Звёздных войн». В первую очередь с Ханом Соло и Чубаккой — этой парочке, похоже, забыли сообщить, что главные герои теперь не они, посему пределы кадра контрабандистский дуэт покидать совсем не спешит.
На долю молодой гвардии выпало больше комичных и приключенческих моментов. Надо отдать должное, герои Дэйзи Ридли и Оскара Айзека вышли довольно живыми и естественными в своих реакциях. Ну, может быть, кроме тех случаев, когда Дэйзи изображает управление Силой вскинутыми бровями и надутыми щеками. В её защиту отметим, что любому лицедею тяжело сохранять сколько-нибудь интеллектуальный вид, когда он, пыхтя, притворяется, что повелевает некими незримыми материями.
Некоторым новичкам космооперы категорически противопоказано снимать шлемы и маски. Ходи они всю картину с мешком на голове, вопросов к подбору актёров было бы меньше. Как ни странно, это шпилька даже не столько в адрес многострадального Джона Бойеги. У многих фанатов ещё на стадии трейлеров развивалась медвежья болезнь от одного взгляда на его перекошенную физиономию, но он не самое плохое в фильме, благо сценарий заботливо подкидывает ему ряд забавных сцен. Более харизматичный лицедей, вероятно, смотрелся бы лучше маленького потного темнокожего англичанина, но, право, есть проблема посерьёзней.
Куда жёстче сюжет обходится с Кайло Реном — потенциально интересная и сложная фигура пала жертвой сговора плохого кастинга и сомнительной драматургии. С первичной злодейской функцией начинающий негодяй справляется: неприязнь вызывает на раз-два. Увы, грозного адепта тёмной стороны трудно воспринимать всерьёз, когда он жалкая эмо-истеричка с внешностью компьютерного задрота, который вот-вот расплачется. При виде конечного итога открываются истинные масштабы трагичности того, что данная роль не отошла Майклу Фассбендеру или Хьюго Уивингу. Утешением может служить то, что есть ещё и вышестоящее зло, но в «Пробуждении Силы» оно больше протирает штаны, нежели злобствует.
Со времён сакраментального «Люк, я твой отец» минуло несколько десятилетий, в ходе которых подобные откровения утратили свою свежесть. Сейчас санта-барбаре с выяснением, кто чей родитель и отпрыск, уже тяжело удивить матёрого зрителя. По счастью, у «Пробуждения Силы» припрятаны в рукаве и другие сюрпризы, способные вызвать взволнованное шевеление в кинотеатральном кресле.
Вообще, «Звёздные войны» — одно из немногих произведений, которым удаётся убедительно подать незамысловатый конфликт добра со злом. В центре истории могут быть противоречивые личности, мечущиеся между светлой и тёмной сторонами Силы, но большинство остальных персонажей однозначно делится на хороших и плохих. Мгновения, когда «наши» лихо и слаженно ухайдакивают супостатов, всегда выдаются на удивление духоподъёмными. Определённо не последняя заслуга в этом принадлежит музыке Джона Уильямса, заряжающей уши героическим пафосом. Многим мировым державам следовало бы обратиться к сему господину с целью написания национальных гимнов. Сдаётся нам, патриотизм в тех странах подскочил бы по мановению дирижёрской палочки.
Не весь экшен отправляет челюсть в свободное падение, но последняя битва радует по всем фронтам. Рубка на световых мечах в заснеженном лесу — и вовсе песня. Как и обещал Абрамс, хореография схваток отошла от стремительного фехтования с кульбитами и больше напоминает сражение на средневековых мечах с мощными рубящими ударами. Потерю в динамике поединки с лихвой восполнили возросшим напряжением в кадре.
Всем, кто скучал по далёкой-далёкой галактике и понимает Чубакку без субтитров, Абрамс подкинул пучок травы не менее зелёной, чем во времена оригинальной трилогии. Незамутнённых же граждан, у которых слово «гаморреанцы» ассоциируется с щекотливым визитом к проктологу, ждёт просто хорошее космическое фэнтези.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: