Реклама
   
   
«Я люблю Дуа Липу» — Джеймс Ганн о возможном кастинге певицы на роль Затанны Появилось превью первой серии хоррор-аниме «Спираль» В «Бегущего по лезвию 2099» записался Том Бёрк из «Фуриосы» Croak — анонсирован лягушачий платформер от авторов Cuphead «Чужой: Земля» Ноя Хоули анонсирует скорые роды

Тёмный мир

Светлый миг
Ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф находится так глубоко в жопе, что стоит ему продвинуться ещё чуточку глубже, и фекальные массы полезут с обратной стороны.

Скажется ли это противоестественное извержение положительно на общем состояние пациента, мы здесь обсуждать не будем. А лучше вспомним о тех редких самородках, которые пытаются плыть против мощного потока говна, проталкиваемого кованым режиссёрско-продюсерским сапогом вверх по метафорическому кишечнику.

Например, о замечательных комедиях от «Квартета И», отличном боевике «Непобедимый», патриотическо-фантастической военной драме «Мы из будущего» (первой части, разумеется) и добротной экшен-дилогии «Бой с тенью». Вот к этой когорте здоровых клеток в уже практически разлагающейся тушке российского кино можно, завершая физиологическую метафору, с полным правом отнести и «Тёмный мир» — пожалуй, лучшее российское мистическое фэнтези по обе стороны от «Дозоров».

Прежде чем заводить речь о том, чем же фильм хорош, давайте сразу определимся с его недостатками, это здорово упростит дело. А именно – с экшеном, «Три-Дэ» и, так сказать, перегибами с цитированием.

Экшен в «Тёмном мире» слабый, малоинтересный, дешёвый и вторичный. По счастью, на эту претензию имеется контраргумент: боевых эпизодов не настолько много, чтобы серьёзно испортить впечатление от фильма, а по-настоящему ужасна лишь антиэпичная разборка бесов и ведьм — остальные сцены держатся на близком к среднему уровне.

С пресловутым 3D всё еще проще. Во-первых, оно здесь нужно примерно так же, как и в «Забери мою душу» — в том смысле, что на хуй не. Во-вторых, трёхмерья в «Тёмном мире» до того мало, что пришедшие посмотреть «первый российский фильм в 3D» исключительно ради объёмной картинки наверняка почувствуют себя обманутыми. И — да, это была бы трагедия, кабы не «во-первых». Наконец, иногда вполне себе качественную стереокартинку вдруг как-то перекашивает, и она превращается в глазоломку а-ля 3D-трейлер «На игре: Новый уровень». И тут не помогут никакие оправдания и оговорочки — не сдюжили, чего уж там.

Что до перегибов, то эльфообразные озёрные ведьмы, вызывающие своим первым появлением ассоциации не столько с «Властелином колец» или «Золотым компасом», сколько с «Во имя короля», или пробежки по деревьям да полёты на тросах в лучших традициях «Крадущегося тигра» и «Дома летающих кинжалов» служат источником, скажем так, некоторого недоумения и эстетического дискомфорта. Примерно как Уве Болл на церемонии вручения наград Киноакадемии или Майкл Бэй в режиссёрском кресле слезоточивой мелодрамы. И это притом, что в целом «отсылки к первоисточнику» смотрятся в фильме довольно уместно и провоцируют, как им и положено, радость узнавания, а не косые взгляды из-за бездумного копирования.
   
   
А теперь можно спокойно вздохнуть полной грудью и с чистым сердцем послать все вышеназванные «особенности» по известному адресу. Потому что ради интересного и непредсказуемого сюжета, отличных героев и замечательных диалогов вполне можно вытерпеть и не такое.

Собственно, порукой тому, что с сюжетом и героями всё в порядке, служит репутация сценариста-продюсера Алексея Сидорова и режиссёра Антона Мегердичева, чей творческий тандем подарил нам замечательный сиквел «Боя с тенью» (первый фильм, к слову, целиком и полностью на совести Алексея).

Несмотря на здорово отдающий старым добрым трэшем начальный посыл, история умудряется моментально захватить, заинтересовать и завлечь настолько, что выискивать какие-то сценарные недоработки нет ни времени, ни желания. Потому что «Тёмный мир» – яркий представитель того особенного типа картин (без всяких скидок на страну производства), во время просмотра которых крайне редко получается предсказать, что же случится в следующие десять минут.

Да, история крепко держится известного сюжетного шаблона, но мысли в духе: «Это ж надо, как здорово закрутили!» – посещают голову с завидной регулярностью. Дело доходит до того, что сюжетные ходы, которые обычно говорят о творческой импотенции использующего их автора — вроде внезапного раскрытия в единственный подходящий момент новых правил игры или приходящей на помощь в последнюю секунду «кавалерии» — не бесят, а воспринимаются на ура и лишь добавляют интереса. Да что там, даже откровенно читерский финал не оставляет неприятного осадка – настолько здорово исполнен и логично увязан с ранее происходившими событиями.

На удивление, ни малейшего раздражения не вызывают герои, хотя, казалось бы, сам бог велел: когда кучка студентов оказывается на природе, хоть один, да должен непременно выбешивать либо постоянным скотским поведением, либо запредельной тупостью. Ан нет — и благодарить за это в первую очередь стоит сценарий: герои разговаривают и ведут себя именно как студенты, а не как пришедшие из дрянных книжек и третьесортных театральных постановок идиоты. Да, иногда они совершают глупости, но глупости понятные и простительные именно для таких героев, именно в такой ситуации — общая же вменяемость и адекватность поведения не пропадает ни на секунду.

Вторая слагаемая успеха – крайне удачный кастинг. Попадания в образы – стопроцентное, выкладываются актёры по полной, да и харизмой не обделены. У Ивана Жидкова, например, настолько здорово получается «ботаник» Костя, что как-то даже и не верится, что были до этого мажорный Макс из «Чёрной молнии» и бойкий провинциал Олег из «Нулевого километра». Хороши и главный злодей Александр (который, если уж на то пошло, не такой уж и злодей, по крайней мере, мотивы у него поинтереснее, чем какое-нибудь банальное мировое господство), и ведьма Хельви, тоже оказывающаяся персонажем куда более занятным, чем просто «Йода в юбке», и циничный, сдержанный командир спецназа, отпускающие краткие, но исчерпывающие комментарии по поводу происходящего. А уж исполнительнице главной роли Светлане Ивановой запросто можно было бы простить даже откровенно хреновую игру — до того хороша девушка в любом экранном образе. Слава богу, на такие жертвы идти не приходится — с актёрским талантом у главной героини полный порядок.

Ещё в «Тёмном мире» есть остроумные, местами даже афористичные диалоги, реалистичный грим, отличный саундтрек (пожалуй, один из лучших в отечественном кино за последнее время), уместный юмор — и мы упоминаем все эти достоинства через запятую исключительно ради того, чтобы не растягивать рецензию ещё на многие и многие килобайты.

Пожалуй, осталось сказать всего лишь о самом главном. «Тёмный мир» – кино с потрясающей энергетикой, живое, просто-таки пышущее жизнью, цепляющее с первых кадров и не отпускающее до самого конца. После себя фильм оставляет чувство глубоко удовлетворения, граничащего с эйфорией, и всего один свербящий вопрос: а всё-таки, причём здесь этот самый Тёмный мир?
Обсуждение рецензии
192 комментария
Поделиться:
Владислав Никиткин
24 октября 2010

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
46%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА – 608: Вылизанный из пальца
 
2Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
Ещё

Новые комментарии