Когда Майкл Бей станет совсем стареньким, выйдет на пенсию и перестанет снимать кино (надеемся, что мы не доживем до этого рокового дня), с его стороны будет верхом неприличия и цинизма не открыть какие-нибудь курсы по обучению молодых и не очень киноделов азам и премудростям экшен-режиссуры.
И этот вопрос даже не обсуждается, ибо мало кто в Голливуде да что там, на всем честном свете! умеет снимать экшен так вкусно и самозабвенно, как Бей. Кому-то в детстве медведь топчется по ушам, а маленькому Майклу косолапый лесной житель, надо полагать, устроил целое тематическое шоу: как следует напрыгался по деревьям, набил морды толпе своих сородичей, разрушил с десяток коттеджей, а на прощание красиво сиганул в водопад, прихлопнув в полете пару сотен кусучих пчёл.
Мальчик все увиденное принял близко к сердцу, вырос и снял «Трансформеров».
По сути своей новая картина Бея это ни что иное как одна здоровенная экшен-сцена, время от времени заворачивающая в сравнительно спокойное русло. Хотя последнее тоже можно подвергнуть сравнению к примеру, эпизод «Трансформеры ошиваются во дворе протагониста» никакого экшена вроде бы не содержит, но по динамике дает хорошую фору большинству перестрелок и драк из других фильмов.
Если уж совсем начистоту, то складывается ощущение, что Бей делает паузы между погонями, полетами, робофайтингом и масштабными боевыми действиям лишь для того, чтобы бедолага зритель не помер на месте от сердечного приступа и не захлебнулся собственным адреналиом.
А угроза для жизни велика как никогда. «Трансформеры» начинаются с роскошной, вдавливающей в кресло сцены разгрома военной базы двумя обнаглевшими десептиконами, а завершаются какой-то совсем уж запредельной двадцатипятиминутной заварушкой на улицах города с участием практически всех трансформеров сразу. И это лишь малая часть того, что режиссер приготовил своему горячо обожаемому зрителю.
Шайя Ла-Баф, исполняющий роль центрального персонажа, подростка Сэма Уитвики (и очень даже здорово исполняющий, надо заметить), в одном из интервью заявил, что экшена в «Трансформерах» больше, чем во всей спидорменской трилогии. Не врал, зараза!
Может, по суммарному экранному времени экшен-сцен «Человек-паук» и окажется впереди, однако по производимому эффекту картина Майкла Бея вне конкуренции. Что творится на экране иногда просто не описать. Скорпонок терроризирует кучку военных, выживших во время первого погрома, Бамблби распечатывает коробку пиздюлей Баррикейду, Оптимус Прайм схватывается с Мегатроном, Старскрим носится меж небоскребов и ловко сбивает американские истребители Нет, правда вдаваться в подробности нет никакого желания, ибо это равносильно попытке описать словами ощущения от первого в жизни секса. Хотя нет, пожалуй, все же второго. Ну, или десятого это уж кому как повезло.
Оставив в сторону эротические аналогии (хотя куда от них денешься, если в кадре постоянно появляется Меган Фокс?), хочется набрать в легкие побольше воздуха и громко заявить: «Самый лучший, самый сочный экшен всех времен и народов в Трансформерах!» И кто, скажите на милость, осмелится сказать что-то против?
Бедолаг, умудрившихся посмотреть эту феерию в плохоньком кинотеатре (то бишь в любом, где отсутствуют мощный звук и яркое, контрастное, детализированное изображение) или, прости господи, в домашних условиях (а есть ведь и совсем удивительные личности, решившие обойтись экранкой; нет, правда, такие люди на самом деле существуют!), жалко до одури. Ведь это означает, что они не оглохли от взрывов, ударов, выстрелов, криков и металлического скрежета, не впечатлились по полной программе шикарным полугероическим-полуроковым саундтреком и не смогли по-настоящему насладиться рукопашными схватками трансформеров, где очень важно в деталях разбирать, кто кому в данный конкретный момент стучит по железной физиономии.
Большей дуростью (как вариант невезением) был бы лишь просмотр этого кино на экране мобильного телефона. Типа, а чё? Картинка есть, ну и слава богу.
Впрочем, вволю оттянувшись в кинотеатрах, можно задуматься и о покупке какой-нибудь HD-DVD или Blu-ray-версии, ибо по меньшей мере два десятка эпизодов заслуживают того, чтобы пересмотреть их в замедленном режиме, попутно восторгаясь великолепной детализацией роботов. Малейшие детали царапины, вмятины, потрескавшаяся краска, прилипшая грязь выполнены на таком уровне, что людям, которые делали «Фантастическую четверку 2», следовало бы пойти и свести счеты с жизнью, причем как можно более изуверским способом. Например, забить себя до смерти украденной у дворника метлой. Чем не вариант? Оригинально и символично.
Помимо своей вопиющей экшен-исключительности, «Трансформеры» блещут практически полным отсутствием серьезности. Первую половину фильма вы почти наверняка проведете в состоянии «Только отсмеялся, а они, сволочи, снова смешат!» (главный респект Шайе Ла-Бафу; паренек действительно великолепен в комедийном амплуа), ну а во второй даже мельчайшие зародыши пафоса (а без них никуда; какой же это Оптимус Прайм, если не толкает речи о свободе выбора?) моментально давятся либо вовремя подоспевшей шуткой, либо бьющей по мозгам боевой сценой.
И так до самого конца, когда сил не остается уже ни на смех, ни на восхищенные вопли. Их хватает лишь на то, чтобы достать из кармана телефон и сделать массовую SMS-рассылку с фразой «Это было охуенно!»
Вот такое оно синефильское счастье.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: