КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Amazon продлил «Хитрого Пита» на второй сезон Роэль Рейн срежиссирует первый и второй эпизоды «Нелюдей» для показа в IMAX Ноль кадров в секунду. Выпуск 144: Аналитика на кофейной гуще Голливуд экранизирует «Атаку на Титана» Премьеры фильмов 19 января 2017 года: «Невеста», «Три икса: Мировое господство» и другие
КИНО
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:
26

Мифы Древней Греции мертвы

Рассказывать про важность влияния древнегреческой мифологии на всё, касающееся европейской культуры, необязательно. В конце концов, именно с легендами эллинов многие из нас плотно познакомились ещё в детстве. Кто-то против воли (из-за особенностей школьной программы) – но это и не важно; всё равно примерно каждый первый знает про двенадцать подвигов Геракла, отличает Тесея от Персея и помнит, что «Одиссею» и «Илиаду» следует относить к авторским произведениям, а не к мифам.

Легенды и мифы здорово смотрятся в книжном формате – хорошие такие сказочки с простой как бревно моралью, множеством географических и логических условностей, а также плоскими героями, обладающими прозрачнейшей мотивацией. В общем, читай да наслаждайся (особенно если тебе меньше одиннадцати лет).

Однако согласно неписаным законам мироздания, любой мало-мальски популярный сюжет – будь то легенда, комикс или аннотация на вкладыше к жвачке – подлежит принудительной экранизации. И, скорее всего, не единожды. Разумеется, не стали исключениями и мифы Древней Греции: киноделы предприняли множество попыток адаптировать на экране известные истории про великих героев и олимпийских богов. Но если в основу сценария ложились не причёсанные Гомером поэмы, то результат, как правило, выходил странным.

Что же не так с этими мифами?

Особенности самого мира, где за каждым камнем прячется какой-нибудь бог, а бесчисленные отпрыски главного олимпийца через выходные устраивают серию разрушительных подвигов по всей стране. Древние греки объясняли вмешательством сверхъестественных сил любой случай жизни; существовал даже подробнейший сценарий рождения земли, океанов и вообще всего сущего – тут целая история с несколькими поколениями богов, титанами и повсеместным инцестом. Сложные сексуально-родственные связи затрагивают всех олимпийских богов и всех их прародителей, а также мифических существ вторичного характера, поэтому сам чёрт ногу сломит в генеалогическом древе извращенцев.

Но вернёмся к мироустройству, где тоже хватало условных глупостей. Лучезарный бог Гелиос ежедневно проезжает на колеснице с востока на запад. За Гибралтарским проливом – край земли. Титан Атлас в северо-западной Африке держит на плечах небосвод и даже не может отойти покурить. И так далее.

Проблема в том, что наивные объяснения всего и вся часто являлись неотъемлемой частью сюжетов означенных мифов – и слов из песни при всём желании не выкинешь. Причём это касается даже вольных киноадаптаций – взять, например, ленты «Война богов: Бессмертные» и «Битва титанов». Серьёзно, хоть кто-нибудь сумел побороть тотальный дисбелиф в процессе мимолётного знакомства со странным миром на экране? Луи Летерье попытался забить на условности и снял просто боевое фэнтези с узнаваемыми элементами фольклора – в результате сеттинг получился искусственным, неинтересным и совсем уж безжизненным. Чуть более безумный Сингх оказался смелее и включил режим гротеска – в «Войне богов» будто бы всё действие происходит исключительно в аду, а общая стилистика споткнулась на каком-то психоделическом пороге. Беда, правда, в том, что у индийского постановщика картина вышла не просто безжизненной, но и иррационально отталкивающей. В общем, вычурно-мрачная цветовая фактура «300 спартанцев» с кардинальными изменениями работает далеко не в каждом случае.

Куда приятнее на мифическую Грецию смотреть в «Удивительных странствиях Геракла». Там солнечная, едва ли не сказочная страна с зелёными полями, синими морями, приятными городками и исключительно добродушными жителями – словом, почти Новая Зеландия. В этом главная заслуга Сэма Рэйми – продюсер, опустив бесконечные лишние детали, смог представить мир в сериале так, что зрителю бесконечно хотелось туда возвращаться вместе с любимыми героями.

Ещё один хороший пример – «Троя» Вольфганга Петерсена. Авторы опустили все фэнтезийные элементы, аккуратно обыграв исключительность Ахиллеса, – по итогам в жанровой графе ленты смело можно оставить «исторический эпос». Никто, кстати, не отрицал факт существования Троянской войны – но, сами понимаете, за 3300 лет кое-какие факты могли подзабыться, посему остаётся лишь руководствоваться сочинениями Гомера.

Тут мы подходим ко второй проблеме древнегреческих мифов – их полному несоответствию традиционной трёхчастной структуре сюжетов в совокупности с очень сомнительной драматургией. Буквально (или близко к буквальности) удаётся адаптировать лишь работы, опять же, Гомера. И речь в первую очередь об «Одиссее», из которой чего только не получалось – от относительно точных экранизаций до современной версии Коэнов «О, где же ты, брат?». С остальным – мрак. Из небольших мифов вроде истории Прометея, Орфея или Икара ничего полноценного не выйдет. Более длинные легенды дословно не перескажешь, даже в формате телесериала – в общем, без отсебятины не обойтись. Ну, то есть, вы ведь в курсе, что перед знаменитыми подвигами Геракл помутился рассудком и убил собственную семью, а завершил свою жизнь в ужасных мучениях, бросившись в огонь? С хэппи-эндами у греков не радужно (и промолчим о сумасшедших поступках, странных жертвах и безумной мотивации некоторых мифических героев).

Наконец, третья проблема. Мифы Древней Греции у всех уже сидят в печёнках, кишечниках и прочих органах. Преимущественно неумелые попытки пересказывать одни и те же сюжетные конструкции осточертели всем – ну сколько можно смотреть на мускулистого мужика, сражающегося с гидрой, или ловкого юношу, прячущегося за щитом от страшной бабы со змеями на голове? Надоело, честно.

Поэтому деконструкция – наше всё. «Перси Джексон» – неплохая, хотя слишком инфантильная концепция. Вышедший неделю назад «Геракл» со Скалой – вообще, наверное, лучшее, что можно было придумать про заезженного героя: мифический силач – лишь PR-проект, а все проблемы решают эффективные кадры и военачальники. Реалистично, неглупо, оригинально.

Другой отличный способ деконструкции – полное и жестокое разрушение всего того, что мы когда-то знали. Сей метод великолепно эксплуатирует игра God of War, особенно её вторая и третья части. Главный герой – спартанец Кратос, обманутый богами и потерявший в жизни всё, – зрелищно мстит олимпийцам. Он выдавливает Посейдону глаза, отрезает Гермесу ноги, трахает Афродиту, забивает до смерти каменными перчатками Геракла – словом, разносит пантеон высших существ. Под раздачу попадают даже «случайные прохожие» (Кратос насильно заимствует у Икара крылья); завершается трилогия эпическим штурмом верхом на злобных титанах самого Олимпа.

Эпическая битва Кратоса с Посейдоном

В God of War (суммарно в серии шесть выпусков, но наиболее интересны всё-таки основные три номерных) доходчиво презентуется мифическая Греция в мрачнейшем из вариантов – ещё гуще, чем у Сингха. При этом в игре нет надуманной драматургии или каких-либо позитивных мотивов в истории: Кратос тот ещё негодяй, единственная мотивация которого – мстить и уничтожать. В подобный подход сложно не поверить, а все описанные выше условности перестают замечаться напрочь.

Итак, сегодня не осталось места для классических историй, а постмодернизм окончательно убил мифы Древней Греции.

 
lastbreath
Лучший комментарий
+22

В корне не согласен.

Первый аргумент - тотальный дисбелиф в Войнах и Битвах - от слабого сценария, схематичности происходящего и общего бреда творящегося на экране. А не от того, что в мифах все со всеми перееблись или что вы там имели ввиду.

Второй аргумент - нелитературность - тоже натянутый. Истории самых известных героев, Персея, Геракла прописаны хорошо и с нормальным сценаристом, который бы развивал оригинал, а не придумывал отсебятину, проблем вообще не должно бы возникнуть.

Третий аргумент - мифы набили оскомину - довольно спорный. Да, все мы их знаем, да, есть куча фильмов. Только вот блять почему-то конкретно фильма про подвиги Геракла я не могу вспомнить. Вы можете?

Есть пародии про Нью-Йорк, есть попытки очеловечить мифы, есть попытки эпических войн и подростковой любви. А ПРО ПОДВИГИ НЕТ СУКА НИ ОДНОГО ФИЛЬМА (современного)! Так вот заебали именно эта отсебятина и попытки соригинальничать. А фильм по канону я бы посмотрел с удовольствием.

 
Меню