Говорить о «Берсерке» можно и нужно очень долго и обстоятельно. До боли детализированная оригинальная манга Кентаро Миуры вот уже почти тридцать лет радует своих читателей отличным сюжетом, великолепными персонажами (Пак и Исидро традиционно не считаются), проработанным миром, полным символизма, скрытыми и открытыми отсылками к мифологии, теологии, «Злой мертвечине» и Эшу Уильямсу лично, а главное — обилием ничем не замутнённого насилия. Да, кто-то скажет, что за последние лет пятнадцать Миура успел исписаться, что новая команда Гатса раздражает переизбытком надоедливых детишек и эльфов и что мир начал превращаться из тёмного фэнтези во что-то подозрительно напоминающее сказку. Но это всё тема для отдельного и более пространного разговора. Сейчас же, в преддверии выхода вот уже третьей попытки адаптации «Берсерка» в аниме, я предлагаю вернуться к сериалу 1997 года и посмотреть, проходит ли он проверку временем. И первое, что нужно понимать про сериал студии Oriental Light and Magic, так это то, что выходить он начал сразу после завершения в манге главы «Затмение» — кульминации арки «Золотой век». То есть у команды имелась на руках прорва отличного материала, и было непонятно, что из него будет использовано впоследствии, что будет безвозвратно потеряно и насколько события и персонажи арки «Чёрного мечника» повлияют на дальнейший сюжет. Так что авторы из OLM сделали почти гениальную в своей простоте вещь: взяли да и сократили начальную арку до одной серии. Под нож пошло всё что можно и что нельзя. К чертям отправились бароны-слизни, сексуальные оргии, местные аналоги преисподней, тонна занимательного мясного экшена и, что самое главное и удачное, эльф (иронично заменённый для вступительной сцены на деда с девушкой из второй главы манги). Но как ни парадоксально, режиссёр Наохито Такахащи, экранизировав фактически лишь первую главу оригинала, умудрился сконцентрировать в этой серии всю суть «Чёрного мечника», на раскрытие которой Миура потратил три тома своего Magnum Opus. Есть Гатс, прозванный Чёрным мечником. У него есть гигантский меч, больше похожий на огромный кусок стали. За Гатсом гоняются духи и какие-то демоны. Одного из демонов по имени Гриффит наш герой знает в лицо и явно желает убить. Пока же Чёрный мечник охотится на так называемых апостолов — монстров-каннибалов, притворяющихся людьми, но умеющих превращаться в созданий, вид которых, эффектно комбинирующий фаллические и вагинальные образы, явно был вдохновлён творчеством Гигера. Ничего лишнего. Ровно столько информации, сколько нужно, дабы максимально заинтересовать зрителя миром и главным героем да обозначить основную тему всего «Берсерка» — месть Гриффиту. Который в сериальной версии вдруг стал королём Мидланда, притом правителем вышел явно деспотичным. К слову, этот монарший статус Гриффита, наверное, был одним из самых интересных сюжетных фактов, добавленных в аниме. Манга на момент выхода сериала только-только вернулась к Гатсу в образе Чёрного мечника, и где был Гриффит — неясно. Тут же зрители-читатели вдруг узнали, что он мало того что всё ещё присутствовал в бренном мире, так к тому же воцарился в Мидланде. И наверняка этот момент не прошёл без одобрения Миуры. Казалось бы, это была ни на что не влияющая деталь, но она выглядела странно и бросалась в глаза, особенно в рамках идущей в наше время в манге арки «Фантазия» и одержимости Гриффитом Гатса, который явно не стал бы размениваться на мелких апостолов, будь его основная цель в пределах досягаемости. Но это так, к слову. Прочие сюжетные изменения служили лишь для более безболезненного введения зрителя в мир «Берсерка» и просто эффектно показывали жестокую реальность местного средневековья. Причём делали это с помощью не только экспозиции, но и отличной картинки. И тут не то что для своих лет, а в принципе даже сейчас сериал выглядит очень прилично. В «Берсерке» великолепные задники, отличная детализация персонажей, невероятно эффектная постановка ключевых сцен. Конечно, возраст сериала заметен. OLM активно экономили на анимации, заменяя часть битвы в эпизоде на красивые статичные картинки, совмещённые со звуками сражения, тем самым заставляя зрителя активно врубать воображение. Ту же сцену явления Длани Господней можно смело назвать «Смертью эпилептика» с этим её обильным чередованием ярко-фиолетовых силуэтов на чёрном фоне. Но большая часть проблем и экономии была успешно спрятана за стильной подачей. И по сути, самым странным в эпизоде оказалось изображение насилия. Кентаро Миура в своей манге очень старательно прорисовывал сцены крошения людей и монстров Гатсом, так что битвы подчас больше походили на кровавую баню. И сделано это было не только зрелищности ради, но и для демонстрации животной натуры главного героя: дескать, он не так уж сильно отличается от демонов, с которыми борется. В сериале же, к моему вящему удивлению, насилие оказалось сильно упрощено. То есть оно было, но самые жестокие сцены оставались за кадром, а те, что сохранились, старательно прикрывались реками крови (хорошее прикрытие насилию, нечего сказать). Неизвестно, было это связано с цензурными ограничениями или же с банальной экономией, но упрощение заметно, хотя авторы и старались, чтобы насилие ощущалось. В целом же, первый эпизод «Берсерка» образцово-показательно выдержал проверку временем. Он красиво нарисован, отлично вводит в мир, грамотно представляет главного героя, задаёт правильную мрачную атмосферу, а главное — его просто интересно смотреть, чего многим нынешним сериалам, делающим упор на красявости, достичь не удаётся. Обсуждение (уже 24 комментария) 6 февраля 2016 |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: