Как известно любому почитателю творчества Цутомо Нихея, через три тысячи лет технологическая сингулярность превратит Землю в филиал киберпанковского чистилища под названием Мегаструктура. Поверхность планеты навечно скроется под нагромождением композитов, полимеров и стали, пронизанных кровеносной системой коммуникаций, солнце исчезнет даже из легенд, а человечество разделится на множество подвидов и уподобится канализационным крысам, единственная задача которых — выживание. Изначально развитие Мегаструктуры будет контролироваться через Сетевую Сферу людьми, имеющими гены сетевого терминала, однако деградация вида Homo sapiens, дивергенция и генетические катастрофы приведут к утрате привилегий авторизованных пользователей и описанным выше апокалипсическим последствиям. Оставшись без чуткого человеческого руководства, система, естественно, пойдёт вразнос и примется отстраиваться как попало, воплощая самые страшные кошмары футурологов-урбанистов. Дела пойдут всё хуже, и со временем в Мегаструктуре возникнет даже альтернатива белковой жизни — кремниевые создания. Ввиду серьёзных проблем с чувством прекрасного и художественным вкусом у родителей, а также отсутствием плагина штатного психиатра детишки выйдут на загляденье — Босх и Гигер, обнявшись, рыдают в сторонке. Не терпящая вмешательства в свои дела, Сетевая Сфера на любую попытку несанкционированного подключения будет реагировать крайне жёстко — отправкой антивирусного спецназа под названием Сейфгард, который в мгновение ока пустит нарушителей на кровавый фарш. Хаос постепенно охватит всю Мегаструктуру и затронет даже Сетевую Сферу. Глядя на творящиеся Содом и Гоморру, её обитатели, называющие себя Управляющими, вызовут из глубин планеты андроида по имени Килли. И вот уже долгие годы уровень за уровнем он обшаривает Мегаструктуру в поисках людей с сохранившимися генами сетевого терминала, без которых невозможно вернуть контроль над системой… Попутно пуская в расход сонмища обитателей техногенного Аида.
Всего этого, дети, вы не узнаете, посмотрев аниме «Блейм!» Хироюки Сещиты, взращённое на финансовых дрожжах Netflix. А потому что на фига? Лучше мы вам, дорогие дети, расскажем сказку о том, как в некотором постапокалиптическом царстве, хер знает каком государстве стояла деревня деградировавших сисадминов. И жили в ней девочка-няша Зуру и ещё полторы сотни опущенцев. В один прекрасный день жрать им стало нечего, потому что кончилось витаминизированное гуано из труб, которое они таскали на харч. А так как за волшебным забором той деревеньки обитали злые бабаи-сейфгарды, то они бедных жителей, стоило тем в лес по гуано пойти, утилизировали на удобрения. Так бы все и померли с голодухи, не явись в деревню добрый молодец Килли со своим верным мечом-кладенцом… Тьфу ты, чёрт, гравитонно-лучевым эмиттером. И началась у них тогда совсем другая жизнь!
На этом месте, как ни тяжело признавать, приходится снять шляпу перед создателями недавнего «Ганц: О», которые, в принципе, сделали то же самое, что и парни из Polygon Pictures, — а именно взяли из середины популярной манги кусок и сняли его отдельным фильмом. Однако там, где у Кейчи Сато получился хоть и неровный, но суровый боевик для взрослых, почти не отошедший от канона, у его коллеги из Polygon Pictures вышла тюрька для карапузов. Как же такое при совершенно не детском исходном материале могло получиться? Давайте разберёмся.
Говорить о том, что оригинальный «Блейм!» Цутому Нихея блистал особой глубиной сюжета, как-то не приходится. Манга была своеобразным мрачным роад-муви в бесконечных кишках Мегаструктуры, разбавленным отменной шизофренией и зашкаливающим насилием. Она крепко цепляла не мощным сторилайном, а завораживающей гигантоманией, мрачной атмосферой и образами обитателей киберпанковского ада, от которых порой кровь натурально стыла в жилах. Вести философские диспуты её персонажи не особо любили, порой целыми главами обходясь вообще без единого слова. А вот стреляли часто. Периодически автор употреблял совсем уж крутую дурь, и реальность «Блейма!» начинало колбасить со страшной силой — её выворачивало наизнанку, в ней возникали временные провалы и скрещивались альтернативные мировые линии.
Первая попытка переноса «Блейма!» на экраны состоялась в 2003 году и представляла собой шестисерийную артхаусную зарисовку, почти лишённую анимации, но отлично передававшую дух оригинала. В 2007 году на просторах интернета появилась двухсерийная короткометражка Blame! Prologue, сделанная в традиционной, относительно реалистичной CG, которая ни у кого восторга не вызвала. А затем Polygon Pictures выкатила «Рыцарей Сидонии», и фанатское сообщество зашевелилось. Тем более что сериал содержал явные отсылки к вселенной «Блейма!» и даже целую короткометражку о схватке Килли с кремниевым созданием.
Но увы, Polygon Pictures сделала самое страшное, что только можно сотворить с «Блеймом!»: решила улучшить сюжет, сделать его более удобоваримым для рядового зрителя. Главным героем вместо Килли стала пару раз мелькнувшая на страницах манги девочка Зуру, внешность которой перекроили на манер персонажей из «Рыцарей Сидонии» (которые были без пяти минут гаремником). Мало ли что, вдруг дети испугаются измождённых оборванцев из оригинала? Понятное дело, раз главный герой у нас няшная девочка, на сюжетный стержень надо нанизать драмы там, подростковой психологии… Ну, из ничего и получилось ровно ничего — потому что хронометраж не позволяет раскрыть ни одного персонажа, которые и в оригинале-то были не более чем дровами для растопки кровавой бани. Редко кто проживал хотя бы десяток страниц. Решение навернуть сюжета выразилось в появлении массы диалогов, большинство из которых не несёт никакой смысловой нагрузки, зато отлично справляется с пожиранием экранного времени и нагнетанием скуки. Ох, не зря Нихей обходился практически без словоблудия… Вслед за няшностью обитателей Мегаструктуры последовал и возрастной рейтинг — там, где в оригинале били фонтаны кровищи, а оторванные головы и конечности сыпались, как конфетти из хлопушки, в фильме остались лишь стыдливые красненькие брызги. Жуткими рожами кремниевых созданий, очевидно, тоже решили детей не пугать, избавив их от этого травмирующего психику зрелища. Чем доконали большинство фэнов первоисточника, нервно глотавших валокордин ещё на стадии трейлеров.
А как же Килли? А Килли у нас теперь претендует на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Потому что где-то там, на фоне бессмысленной суеты и переживаний деревенских спасает их от неминуемого апокалибздеца. Попутно ширяясь некими подозрительными веществами, от которых прёт даже не его самого, а гравитонно-лучевой эмиттер.
Уникальная депрессивная атмосфера «Блейма!» таким образом канула в небытие, и аниме заиграло всеми оттенками позитива вплоть до веры в светлое будущее человечества. От оригинала остались несколько впечатляющих планов Мегаструктуры, даже в лучшие моменты всё равно недотягивающих по крезанутости и масштабам до манги. Хотя и способных произвести впечатление на неофитов. Ещё в наличии неплохой дизайн доспехов электрорыбаков, сейфгардов и восстановленного тела Сибо да ровно три приличные боевые сцены. Сделаны последние местами по-голливудски зрелищно, при этом звучит голливудская же музыка. Только вот что странно: музыка, без дураков, отличная, но совершенно не в тему. Так и ждёшь, что сейчас из-за угла выскочит Тони Старк и начнёт раздавать люлей сейфгардам, а там и остальные Мстители подтянутся. К тому же композитор с режиссёром, похоже, плохо понимают разницу в структуре полнометражки и сериала: в сериале повторение одинаковых музыкальных тем в разных эпизодах вполне оправданно, но когда зрителю пять раз за полтора часа фильма показывают пафосную физиономию Килли под одну и ту же мелодию, это вызывает, мягко говоря, недоумение.
Традиционно доставляет и крайне оригинальное полигоновское решение делать экшен и панорамы с нормальной частотой кадров, а в рядовых сценах с персонажами косить под дискретность рисованной анимации. Конечно, после «Рыцарей Сидонии» нам не привыкать (тем более что визуально их от нового «Блейма!» не отличишь), и всё же вопрос, что помешало привести всё к единому стандарту, остаётся открытым.
Впрочем, главная проблема «Блейма!» заключается отнюдь не в смещении акцентов или бессмысленных изменениях графики, а в том, что фильм банально скучен. Высосали из пальца сюжет — он вышел унылым и ничего не объясняющим. Вот чем Сещиту не устроила оригинальная концепция переселения электрорыбаков на корабль Toha Heavy Industries? В его интерпретации арка исхода вся состоит из сплошных клише, интересных событий не происходит, переживать не за кого. Зато потеряно время для экшена. Помните схватку Строителя под управлением Сибо и гигантского сейфгарда из манги? Так вот, там она и осталась. Атмосферы нагнать тоже не получилось, большая часть упадочного мира Мегаструктуры ухнула в никуда вместе с её обитателями. Давайте уж называть вещи своими именами — вместо Мегаструктуры в полигоновском «Блейме!» построили сарай с водопроводными трубами. Но большой. Зато да, всё предельно упростили для детского восприятия; вопрос лишь в том, зачем. Неужели заточка под Netflix оказалась столь суровой, что пришлось подстраиваться под голливудские подростковые стандарты?
Говоря языком интернет-мемов, новый «Блейм!» оставляет после себя то самое чувство, когда вместо финала боёв без правил тебя привели на детский утренник. Абсолютно непонятно, зачем было выхолащивать всё то, что составляло самые привлекательные стороны работы Нихея, и заменять на какие-то суррогаты для дошколят. Тем более что целевая аудитория аниме — фанаты вселенной NOiSE, «Блейм!» и «Биомеги» — уж никак не являются малолетками, хрупкую психику которых надо беречь от нехорошего. Спасибо тебе, Netflix, за убитые десять лет ожиданий и потерю веры в человечество.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: