Кто сказал, что демоны на дух не выносят свет? Напротив, горячо любят – особенно электрический. И по ночам зажигают мерцающие лампы, неоновые вывески, старинные фонари – а дети летят на этот огонь, словно мотыльки.
Детей демоны тоже любят. Нет, не в романтическом смысле. И даже, разнообразия ради, не в гастрономическом.
Удивительнее всего, что дети отвечают чудищам взаимностью. Раз от раза всё новые и новые мальчики с девочками загораются идеей сыграть в Отокойо в заброшенном квартале. Хотя оттуда ещё никто не возвращался.
Что ими движет? Наверное, дело в той же причине, по которой взрослые серьёзные люди временами смотрят и читают ужастики – и подскакивают на метр вверх от страха во время традиционного «А оно ка-а-ак выпрыгнет!».
Похоже, внутренний ребёнок сам хочет испугаться. Сперва заходит в логово страшил и лишь потом начинает думать о том, как бы избежать встречи с хозяевами означенного логова. Есть в кошмарах что-то нездорово притягательное, манящее, и примечательность фильма заключается в весьма подробной демонстрации сего магнетизма. Знают персонажи об опасности? Разумеется. Но взрослым не рассказывают, дневную рекогносцировку не проводят и уж тем более не держатся от зловещего квартала подальше. Напротив, тревожные слухи подстёгивают интерес – перед нами эффект запретного плода во всей красе. Многие герои проговаривают свои мотивы, и как минимум у двоих они действительно веские, заслуживающие одобрения. Однако (здравствуй, психологизм) озвученными резонами истина не исчерпывается. Станет ли человек, руководствующийся исключительно холодной логикой, лезть в пекло, не обратится ли он вместо этого к властям? А дети – лезут. Идут на поводу у бессознательного желания, надевают лисьи маски и принимают правила игры.
Присутствует здесь нечто от древних ритуалов. Недаром демоны в Kakurenbo лишь в общих чертах схожи с собственными классическими портретами, а в действительности больше смахивают на механические игрушки, украшенные яркими индейскими машкерами. Огромные, скалящиеся, зубастые-когтистые, принюхивающиеся игрушки — они ищут людей по запаху. Пусть некоторые чудовищные охотники просыпаются медленно, пусть передвигаются не особо манёвренно (можно попробовать затеять с ними корриду) – будьте уверены, своих жертв они найдут. Инда рассвет бессилен остановить игру до того, как будет загнан в угол последний участник. Которому всё-таки полагается определённый выигрыш – хотя дети, вступая в заброшенный квартал, ни о каких наградах и не помышляют, что характерно.
Как мы видим, авторы подошли к теме ужаса крайне ответственно: во-первых, умеют напугать – чем успешно и занимаются на протяжении всей ленты; во-вторых, делают это не вульгарно при помощи мерзостей или непрерывных внезапных роялей, а с чувством, с толком, с правдоподобием причин и реакций.
К плюсам отнесём и то, что компьютерная графика не режет глаз и выглядит на удивление гармонично. Картинка хороша и благодаря продуманным дизайнам: персонажей занятно разглядывать, а что до самого демонического квартала — мрачного, местами оживляемого обманчивым ламповым светом, оплетённого, будто чёрными венами, толстыми кабелями… Локация удалась на славу.
Сюжет, как уже было сказано выше, логичен и не лишён эффектных ходов. Ладно любопытство, но здесь даже благие намерения не остаются безнаказанными. Мотивация местных злых духов объяснена и далеко не банальна. Или возьмём параллель между началом фильма и финалом – изящная зеркальность: там, по сути, нет действия, но как же пробирает… Этому способствует и детский шёпот в прологе: вдобавок ко всему, что даёт матчасть, он изрядно нагнетает атмосферу (особенно хочется отметить голос Соринчи).
По сути, Kakurenbo является дьявольской смесью из японского квайдана, ацтекских образов и одной небезызвестной в западном кинематографе киберпанковой идеи. Более того — уместившись в 25 минутах времени, упомянутые мотивы сумели ещё и прорасти друг в друга, накрепко спаявшись до состояния однородности. Жутковатой такой однородности.
Ну а игра в прятки — что с ней? Завершилась она одновременно с финалом короткометражки? Предыдущий раунд – да, а новый… Он только начинается.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: