Я всё пыталась понять, чем же мне пришёлся не по нраву финал сериала про юную машинистку и её переживания. И в конце концов ответ нашёлся: завершающие аниме эпизоды не сообщают зрителю ничего нового ни о самой Виолетте, ни об её окружении.
Как мы помним, девушка ещё в девятой серии смогла пережить депрессию, связанную с гибелью сослуживца и предмета обожания — майора Гилберта, и найти новый смысл жизни в работе. Ведь как нам настойчиво и местами назидательно доказывали всё аниме, письма способны передавать чувства людей друг к другу, так что составлять их — весьма достойная цель. Вывод вполне в духе японского мироощущения.
Казалось бы, эта стадия духовной эволюции главной героини является уже пройденным этапом. Натерпелась, настрадалась, самое время идти вперёд. Но в финальных эпизодах Виолетту силком возвращают назад: к вине и повторному осознанию своего права на счастливую жизнь. С повествовательной точки зрения, этот ход оправдывается тем, что девушка вновь оказывается в боевых условиях и встречается с братом покойного Гилберта — Дитхардом, который ранее появлялся в аниме лишь мельком, но уже успел запомниться кислым выражением лица.
Виолетта и Дитхард сталкиваются при попытке повстанцев, о которых речь заходила в одиннадцатой серии, взорвать дипломатический поезд. Для усиления драматического эффекта в числе жертв теракта рискуют оказаться пышногрудая Каттлея и белокурый Бенедикт — коллеги Виолетты по почтовому отделению. Увы, этим двоим в развёртывающихся событиях уготована незавидная роль статистов, коих героиня, не щадя живота своего, спасает.
Решающая битва с врагами режима происходит на крыше мчащегося на всех парах поезда, причём Виолетта разбирается с вооружёнными супостатами в буквальном смысле слова голыми руками. Всё это напоминает классическую сцену из «Баккано!», но здесь персонажи пытаются сохранить серьёзную мину.
К тому же попутно Виолетта и Дитхард выясняют, кто виноват в том, что Гилберт умер, и как теперь быть. Предсказуемо обнаруживается, что никто не виноват и стоит просто жить дальше. То есть ровным счётом то же самое, что нам доказывали пару серий назад. Повторение, конечно, мать учения, но художественное произведение — это не школьный предмет, где можно твердить одну и ту же мысль, облекая её в разные слова.
Причём если бы сериал завершался примирением героини с родственниками своего майора, то ему бы хоть удалось до самого конца сохранить сюжетную динамику. Но нет: как минимум половину последнего эпизода занимают пустые сцены из жизни почтового отделения, в которых Виолетта решается написать письмо покойному Гилберту, потом отказывается от этой идеи, потом снова решается, потом пишет, чтобы на местном празднике её послание красиво сбросили с борта самолёта. Переливание из пустого в порожнее, выжимание из зрителя эмоций по поводу давно уже обыгранного события ощутимо портит впечатление от всего сериала. В какой-то момент он начинает казаться всего лишь красивой пустышкой, хотя это не так: в «Виоллете Эвергарден» есть и сильные сцены, и неплохие драматические ходы. Но проблема аниме в том, что его создатели так и не нашли в себе силы или желания переключить фокус внимания с описания прелестей и несчастий юной Виолетты на какие-либо другие темы.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: