
На «Человеке-муравье» закончилась Вторая фаза: не считая «Стражей галактики», это единственная за последнее время история про становление нового героя. Marvel уже максимально использовала своих титульных персонажей и начинает потихоньку отправлять их на скамейку запасных. Теперь пришло время знакомиться с менее известными товарищами — вот увидите, совсем скоро все новички станут неотъемлемой частью современной поп-культуры, а мы забудем, каким был мир без Человека-муравья или Доктора Стрэнджа.
Как известно, подавляющее большинство важнейших персонажей Marvel было придумано Стэном Ли в первой половине 60-х; почти все иконические супергерои испытали несколько переосмыслений и смен биографий. Впрочем, у всё того же большинства альтернативные версии происхождения не прижились — например, Человек-паук в сознании масс так навсегда и остался Питером Паркером, а не куда более толерантным Майлзом Моралесом.
А вот Человек-муравей получился собирательным образом: игрой со сменой размеров собственного тела увлекался в разное время ряд выдуманных протагонистов. Некоторые, в зависимости от визуального результата физических метаморфоз, присваивали себе всяческие супергеройские имена и костюмы — так, на страницах комиксов мелькали многочисленные Великаны, Голиафы, Осы, Жёлтые жакеты и прочие Гигантусы.

Первым Муравьём, как вы уже догадались благодаря недавнему фильму, стал Хэнк Пим: относительно молодой учёный открыл субатомные частицы, на основе которых создал алгоритм уменьшения и обратного увеличения тел. Заодно он разработал шлем со встроенным пультом управления насекомыми — видимо, чтобы не было скучно одному в изменённом состоянии.
Далее Пим познакомился с Джанет ван Дайн и подарил ей второй комплект волшебного костюма; девушка взяла себе псевдоним «Оса» и вместе с Пимом отправилась супергеройствовать. Помимо противостояния совершенно неизвестным (ни вам, ни нам) злодеям, парочка заключила учредительный договор с Железным человеком, Тором, Халком и основала первую команду Мстителей. Сюжеты, детальнее описывающие события, по меркам сегодняшнего восприятия неудобны для ознакомления в силу общей херовости (вдобавок мультиплицированной за прошедшие годы). В общем, наивный бред для детей — как и почти весь Серебряный век комиксов.
За десятилетия приключений Пима чего только не происходило: изобретение Альтрона (главного антагониста Мстителей), потеря любимой Джанет, расстройство личности и превращение в Жёлтого жакета, противостояние с инопланетянами, бесконечные смены образов вместе с размерами. Важный момент — комплекс неполноценности Пима (особенно когда где-нибудь рядом Тони Старк); кто-то себе покупает чёрный тонированный джип, а кто-то превращается в четырёхметрового Голиафа.

Второго Муравья — Скотта Лэнга — придумали в 1979 году писатель Дэвид Мишелини и художник Джон Бёрн в рамках очередного выпуска серии «Мстителей». Вор с образованием инженера-электронщика и высокими моральными принципами ради спасения дочери украл костюм у Пима; после недолгих разборок изобретатель одобрил Лэнга и дал ему возможность стать новым Человеком-муравьём. Да, почти всё как в актуальной киноленте.
Биография Лэнга оказалась чуть лаконичнее: он успел потусить с Мстителями и Фантастической четвёркой, а во время событий серии Avengers Disassembled (2004—2005) его убила съехавшая с катушек Алая Ведьма. Естественно, в Marvel никто не умирает в принципе, поэтому через несколько лет Скотт Лэнг вернулся в очередной лимитированной серии о команде Мстителей.
Был и третий Муравей: в 2006 году Роберт Киркман (благодаря которому мы смотрим «Живых мертвецов») запустил серию «Неисправимого Человека-муравья». Название неиллюзорно намекало, что писатель хотел рассказать про персонажа со спорными нравственными ориентирами — а то читатели комиксов и впрямь устали от приторно правильных и прямых, словно достоинство Лиама Нисона, сверхчеловеков.
Формально третьим Муравьём сделался Крис Маккарти: спецагент Щ.И.Т., трудившийся на летучем авианосце секретной организации, на пару с приятелем Эриком О’Греди украл костюм у Пима. Правда, Маккарти не повезло — очень некстати на хэликэрриер напала Г.И.Д.Р.А., и беднягу убили в общей суматохе. Но верный друг О’Греди снял с трупа чудо-костюм и присвоил себе.

И вот четвёртый Человек-муравей наконец-то стал похож на нормального представителя рода людского. Вместо подвигов и прочих сомнительных с точки зрения здравого смысла поступков Эрик занялся адекватными делами: соблазнением женщин, троллингом окружающих и исполнением собственных эгоистичных желаний. Впрочем, и на супергеройство тоже осталось немного времени — О’Греди всё-таки условно выбрал светлую сторону Силы и формально не походил на злодея.
Признайтесь, вам ведь тоже надоело глядеть на одинаковых правильных пацанов в фестивальных костюмах?
Честно говоря, мы бы с куда большим удовольствием посмотрели на историю О’Греди — версия Пейтона Рида вышла довольно предсказуемой, строго в формате кинематографической вселенной Marvel, без особых сюрпризов: хорошие и плохие парни были чётко разведены по разным углам, а результат никого не удивил. Признайтесь, вам ведь тоже надоело глядеть на одинаковых правильных пацанов в фестивальных костюмах? Серьёзно, на дворе вторая половина 2010-х — антигерои пока в моде! Впрочем, авторы в курсе — иначе бы давно умертвили Локи.
В ближайшие годы нам представят ещё трёх новых Мстителей — Доктора Стрэнджа, Чёрную пантеру и Человека-паука. Если с последним всё более-менее ясно, то известность двух первых куда скромнее. Стрэндж — магистр мистических наук, сражающийся со злобными сущностями из другого измерения; Пантера — здоровенный негр-олимпиец из типовой африканской страны, охваченной гражданской войной; оба придуманы в 60-х всё тем же дуэтом Стэна Ли и Стива Дитко.
Истории всех новых персонажей можно рассказать миллионом способов — очень бы не хотелось, чтобы представители Marvel сами себя ограничивали собственным же форматом и стандартной схемой, где герою подбирается индивидуальный злодей строго под стать. Хотя случай с «Человеком-муравьём» показателен — творческий конфликт с Эдгаром Райтом явно произошёл из-за желания постановщика сломать сложившийся формат и нежелания продюсеров серьёзно экспериментировать.
В этом смысле сольные фильмы Третьей фазы станут показательными. Если ничего не изменится, то мы можем плавно дойти до той точки, когда зрители массово распишутся в усталости от привычных супергеройских историй. И небольшой спад в кассовых сборах вторых «Мстителей» вполне тянет на тревожный звоночек.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: