← Все рецензии | О фильме | Видео / 1 | Кадры / 8 | Постеры / 4 | Разное | Фанарт |
Такеши Китано могёт. В общем-то, на этом рецензию можно закончить. Однако формат требует более подробного раскрытия темы.
«Мы „Боинги“. Нас так зовёт молва.
Пусть называет, если ей охота.
Мы ж просто — уголовная братва,
Тяжёлая бандитская пехота»
Персонаж Китано по имени Отомо работает в Корее, он японский якудза. На объекте, который он крышует, возникают проблемы, источник которых — другой японский якудза. Мирно решить проблемы не удаётся, и начинаются тёрки между семьёй Ханабищи из Канто и покровителями Отомо из Токио, которые настаивают на том, что они не якудза. Сценарий самодостаточен, и доскональное знание прошлых фильмов для понимания сюжета не нужно. Буквально одна сюжетная ветка с автосвалкой является прямым продолжением линии одного персонажа из первого и второго фильмов — всё остальное триквел рассказывает (а если вы вообще не знаете, что такое якудза, то в качестве ликбеза можно глянуть 13-минутный фильм «Якудза: взгляд изнутри» от «России-1»). Это, безусловно, плюс. Минусом является то, что информации многовато и подаётся она в таком виде, что при просмотре нельзя даже лишний раз моргнуть.
Интересна сюжетная структура фильма, в которой нет традиционных драматических ситуаций. «Последний беспредел» ломает об колено классическую трёхактную структуру повествования (если, конечно, специально не выискивать её приметы) и не предлагает зрителю драму. Отомо фиксирован как точка отсчёта, он не меняется, ему и не нужно. Тогда вопрос: как фильм работает? Ответом будет слово «ритм» или более подходящее английское «pacing». Фильм не апеллирует к эмпатии зрителя, не требует сочувствия к героям. Потому что все герои тут — беспринципные преступники. И интерес зрителя заключается в том, как раскрутится спираль событий. Мы видим действие — и немедленно видим результаты, после чего нам сразу же показывают ответное действие.
Структурно это походит на огромную сцену погони, где (если она хорошо снята) благополучию персонажа угрожают соперники и постоянно меняющиеся условия. Соответственно, персонаж делает некое движение, направленное на улучшение своего положения в гонке, условия стремительно меняются под действием обстоятельств или движения других участников гонки, и от героя снова требуется движение. Кто смотрел «Безумного Макса: Дорогу ярости», тот поймёт. В «Последнем беспределе» персонажи не борются за бензин, но по-своему двигаются, интригуют. В названии фильма «беспредел», а беспредел — это действие. И действие является основой фильма. Не душевные терзания, не воровская честь, не чувства вроде жадности или гнева, а действие в чистой его форме. Развод это, переговоры, предательство или стрельба — все герои действуют, все платят за свои поступки. Данный подход разительно отличается от текущего западного, там упор делается на эмоциональную сторону вопроса. Как минимум теперь у нас есть выбор, а возможность выбора для зрителя — это всегда хорошо.
Художественный стиль тоже не следует западным модным тенденциям. Он тут сдержан и по-японски выверен. Композиция в кадре достойна учебников, музыкальное сопровождение минималистично и ближе даже к саунд-дизайну, чем к музыке. Камера стабильна и большую часть времени статична. Глаз отдыхает, и это хорошо, так как фильм идёт с субтитрами. Складывается ощущение, что автор понимал, что смотреть кино будут не только на родине, и сделал интересную вещь.
В трилогии в целом и в «Последнем беспределе» в частности очень хорошо подобраны актёры и их внешний вид. Причёски, аксессуары, костюмы, весьма фактурные лица — всё как будто сделано для того, чтобы зритель не путал персонажей между собой. И если есть персонаж второго плана с блёклой внешностью, то он покрасит волосы, чтобы у зрителя была визуальная закладка. Цветовая гамма тут серовата, но чёрный цвет в наличии, он глубокий и настоящий. Пожалуй, единственный настоящий цвет в фильме. Символичненько.
«Идём за строем строй, за рядом ряд,
Наводит жуткий страх стальная стая;
Но как известно, „Боинги“ горят —
Они обычно долго не летают»
Трилогия «Беспредел» является редким продуктом киноиндустрии Страны восходящего солнца, смотреть который можно с удовольствием безо всяких скидок. Суровое, взрослое кино, в котором плохие абсолютно все и нет ни грамма романтики, потому что всех романтиков замочили ещё в первой части. Гомеопатическая капелька юмора является прекрасным штрихом к картине, а концовка… она хороша, но сказать, почему, не получится, ибо спойлеры. Словом, Такеши Китано могёт.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: