Удивительно: вроде со взрослением персонажей первой части «Оно» должен был вырасти и сам фильм. Начало борьбы «Клуба неудачников» с демоническим клоуном покорило сердца критиков и зрителей более чем логично: режиссёр превратил стандартную «страшилку» в кинороман об ужасах взросления, юные актёры были крайне убедительны в своих образах, им было невозможно не сопереживать. А инфернальный Пеннивайз представал убедительным, концентрированным злом, с которым следовало бороться не ради условного спасения мира, а просто во имя того, чтобы в маленьком захолустном городке Дерри, где и так особо не развернуться, стало хоть как-то возможно жить.
Но герои уехали в почти полном составе, повсеместно приобрели городские пижонские привычки и практически утратили своё фирменное провинциальное обаяние — разве что Ричи Тозиер как был, так и остался любителем чужих мамок, хотя концентрация наивных школярских шуток, разумеется, поуменьшилась (может, и зря!). Зато чего прибавилось, так это наигранности в отношениях персонажей: все герои выглядят крайне противоестественно. Их мотивация постоянно вызывает вопросы: они то решаются уехать из Дерри, столкнувшись с очередным кошмаром от Пеннивайза, то остаются почти без видимых причин, то проникаются уважением друг к другу, то решают эгоистично бросить друзей. Более того, некоторые сюжетные линии сценаристы словно забыли довести до конца. Кое-какие моменты (например, встреча Билла с друзьями перед финальной схваткой) убивают смысл целых эпизодов, предшествовавших им.
Затянутость — вообще один из главных бичей «Оно 2». Фильм идёт почти три часа, и если в случае с «Однажды… в Голливуде» такой хронометраж оправдан на сто процентов погружением в «лор» фильма, то тут можно было бы сократить картину на час минимум — и она ничего не потеряла бы, а разве что стала бы динамичнее. А иначе персонажи могут долго переглядываться, говорить о малозначимых (и не работающих на создание атмосферы) вещах, долго всё разглядывать и предаваться флэшбекам, часть которых не несёт вообще никакого смысла, кроме как впихнуть еще одну «пугалку» от Пеннивайза.
Кстати, о клоуне. Если в первой части Оно было действительно жутким, неведомым монстром, невероятно изобретательным по части запугивания и умерщвления (чего только стоит момент с женщиной с картины), то в сиквеле демон не просто утратил своё мрачное обаяние, а реально превратил киноленту в клоунаду. Сложно представить, как в 2019 году можно напугать зрителя печенькой с крыльями летучей мыши, очень скверно нарисованной барбазякой в исполнении человека-пластики Хавьера Ботета и уже не страшными зубищами самого Пеннивайза. И даже попытки раскрыть подоплёку происхождения чудища, которые должны вызывать интерес, поданы в виде рассказов с применением халтурной компьютерной графики. Скромный бюджет, скажете вы, — ну так а почему нельзя было отыграть это при помощи актёров и благодаря фантазии монстра, смешивающего между собой времена и пространства? Всё равно фильм достаточно вольно обращается с текстом книги.
Однако самое кошмарное не это. Деревянные актёры — это одно, вы только представьте себе, даже регулярно переигрывающий Джеймс Макэвой в данном фильме словно ленится отображать эмоции, а местами как раз наоборот — неестественно пыжится, чего сильно не хватает Джессике Честейн. Слабую графику тоже можно списать на нехватку средств. Череду крайне затянутых сцен, напоминающих выполнение скучных квестов «пойди — найди» в компьютерных RPG, можно оправдать желанием отразить роман максимально подробно. Но вот что фильму точно простить не удаётся, так это финальную схватку: мало того что зрителя к ней практически не подводят, так ещё и разворачивается она столь уныло, что немудрено посреди сеанса услышать в зале затяжной храп.
Из подобия сносного хоррора класса B с классическими скримерами из шкафа фильм превращается в какое-то шоу Бенни Хилла. Герои хаотично бегают, Пеннивайз пытается напугать дверями с надписями «страшно» и «очешуеть как страшно» (а в итоге выходит очешуеть как нелепо и даже не смешно), а способ забороть клоуна (уже совсем не зловещего) оказывается таким банальным, что складывается ощущение, будто сценаристам под конец стало плевать и они просто сделали отписку, лишь бы уже закончить лепить этот бред. К этому моменту зрителю наверняка тоже хочется отправиться домой — включить классический фильм 1990 года, в котором, даже несмотря на его наивность, ужаса было больше, чем в этом балаганном кошмаре любого фаната хороших хорроров. Забавно тут вот что: когда-то патриарх Стивен Кинг ругал «Сияние», вольно обращавшееся с его первоисточником, теперь же он на голубом глазу зовёт всех на сиквел «Доктор Сон». «Оно 2» он так же рьяно хвалит, хотя претензий к отсебятине авторов у него должно быть выше крыши. И геи в фильме есть, и харассмент, и решительный негр, как и положено по повестке дня. Что тут скажешь, всё покупается — даже Пеннивайз и его папочка.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: