Убийства, расчленёнка, извращения — такой же важный компонент сказок, как королевский бал или волшебная одежда. По крайней мере, были когда-то. По пути к нам из мрачной глубины веков сказки постепенно отбеливались и пушистились, пока не дошли до той кондиции, когда их можно читать или показывать даже самому впечатлительному младенцу без риска услышать пронзительное «Уа-а-а!» или схлопотать по голове погремушкой. Но теперь маятник качнулся в обратную сторону, и вот уже целый шабаш писателей, зловеще хохоча, инвертирует сказки, то есть переосмысливает их, возвращая к прежней кровавой и язвительной сути. Коваными сапогами по земляничной полянке успели протоптаться Терри Пратчетт, Нил Гейман, Анджей Сапковский — и, разумеется, Роальд Даль. Ранее у Даля были успешно экранизированы «Ведьмы» и «Чарли и Шоколадная фабрика», а нынче в цепкие лапы киноделов угодила его малая форма — сборник из шести коротких сказок, неспроста именующийся «Бандитскими стихами».
Впрочем, в мультфильм включены только пять из шести — выбыла история о Златовласке и трёх медведях. Вероятно, не вписывалась в хронометраж и общую сюжетную линию — которую ввели киноделы. У Даля каждая из сказок была сама по себе, а в мультфильме Золушка и Джек оказались соседями, Белоснежка и Красная Шапочка — подругами. Плюс важное связующее звено — Волк, который тут на роли рассказчика-правдоруба. Матёрый лесной хищник — это вам не какая-нибудь милая тётушка, уж он-то понарасскажет, как всё было на самом деле, посрывает покровы!.. И окажется, что одну из героинь точнее будет звать Кроваво-Красной Шапочкой, а другая — не только угнетённая падчерица, но и воровка. Короче, сказка без крови — время на ветер! Хотя как раз крови тут нет: рейтинг «6+» обязывает. При этом смертей хватает, зачастую суровых. Но благодаря юмору и мультяшной стилистике они не вызовут у юных зрителей ночные кошмары, от которых придётся кочергой отмахиваться. Насилие тут либо закадровое, либо «понарошковое», когда даже отрубленная голова катится себе как ни в чём не бывало и продолжает что-то там говорить.
«Сказки серого волка» недаром номинировались на «Оскар» и взяли призы BAFTA, «Энни» и других престижных премий: это небанальный, остроумный, насыщенный мультфильм. В его скромный хронометраж (всего-то час) уместились и интрига, и трогательность, и назидательность. Основные уроки: не надо жадничать, пренебрегать водными процедурами, обманывать вкладчиков и покушаться на невинных дев — целее будете.
Примечателен проект и своим сеттингом: здесь не Тридевятое царство времён Царя Гороха, а город и пригород наших дней (ну, более-менее, поскольку «Бандитские стихи» были написаны в 1982-м, когда журналы, дискотеки и «мини» уже были, а мобильники и интернет — ещё нет).
Графика компьютерная, но даже от CG здесь веет тёплой ламповостью — немудрено, ведь внешность героев тоже взята прямиком из книги. Иллюстрации к «Бандитским стихам», как и ко многим другим книгам Даля, в своё время нарисовал сэр Квентин Саксби Блейк, так что дизайны простые, но выразительные.
Мультфильм очень британский в лучшем смысле слова, это проявляется везде и всюду. Например, в классическом «бритиш инглише», на котором говорят актёры в оригинальной озвучке — Доминик Уэст, Тэмсин Грег, Роуз Лесли, Джемма Чан и другие. Да даже в формате: «Сказки серого волка» изначально были телевизионным проектом в двух частях, показанным по BBC One на рождественские праздники. И к Рождеству — или другим семейным посиделкам — они отлично подходят: несмотря на стрельбу, азартные игры и прочие нововведения, герои — славные люди и движутся по привычному сказочному маршруту, к «…и жили они долго и счастливо».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: