Складывается стойкое впечатление, будто в Croteam ночи напролёт наяривают на современные милитари-шутеры, грезя о возможности когда-нибудь сделать-таки свой собственный. Намёки на это были видны ещё со времён Serious Sam 3: BFE, по сути, наполовину собранной из ассетов так и не состоявшейся военной игры. Отсюда и реалистичные городские локации, и более правдоподобный огнестрел, и частые стычки с пехотинцами, и раскиданные по крышам снайперы. Однако реальность всегда вносит в замыслы свои коррективы и вынуждает выкручиваться. А когда франчайзов с громким именем в студии всего одна с половиной штука — путей оказывается не то чтобы много.
Серьёзно: стоит убрать из Serious Sam 4 всё фантастическое оружие и оставить повседневный огнестрел, и её будет немудрено перепутать с напирающим на аркадность клоном Call of Duty. До первого монстра, разумеется, но тем не менее — подвох заметен отнюдь не мгновенно. И это вкупе с замечательным ганфайтом, отличной скоростью и невероятным удовольствием, которое приносит местное мочилово, — единственные положительные её стороны. Стрельба удалась, валить толпы монстров стало ещё круче и веселее, но всё остальное дружно село в вагончик из «Храма судьбы», осознало, что гнаться за Инди нет никакого смысла, и сигануло прямиком в преисподнюю.
Помните Serious Sam 4: Planet Badass? Открытый мир, транспорт, лютый кооп и именитую систему «Легион», способную сразу выводить на экран тысячи, десятки… СОТНИ тысяч противников? Как всегда, обещано было очень много, но затянувшаяся на годы разработка превратила проект в очередной долгострой уровня S.T.A.L.K.E.R. с тем же перечнем отменённых возможностей и тем же уровнем финальной полировки. Мяса, конечно, в Serious Sam 4 хватает: врагов хоть и не легион, но всё ещё предостаточно, и они вполне могут заполнить собой специально подготовленные широкие коридорные секции. А хвалёную тысячную массовку показывают-таки на самом последнем уровне, но исключительно как полуинтерактивную декорацию для босс-файта. И выглядит она хуже толпы с Новоорлеанского карнавала в Hitman: просто толпа размноженных одинаковых солдафонов с пушками с обеих сторон, в которых можно даже не стрелять.
При этом ошмётки былого величия всё ещё разбросаны по некоторым уровням: удачно выбежав за пределы игровой зоны, можно бродить по просторам уровня хоть на 20, хоть на 30 километров от основного игрового маркера. Непонятно, правда, почему эти «бесконечные» уровни могут летать с завидной производительностью уровня Gears 5, в то время как закрытые тоннельные секции с античными стенами способны ронять fps на некоторых машинах до уровня слайд-шоу (заготавливайте железо с запасом — чтобы все технические несовершенства оптимизации просто-напросто перемалывались под натиском аппаратной мощи). И это даже не единственная проблема: некоторые помещения в зданиях не прорисованы, часть декораций склонна пропадать, персонажи застревают в неоткрывшихся дверях… Текстуры загружаются в случайном порядке, поэтому графика может с разницей в две минуты то восхищать, то ужасать своими выкрутасами, а про неприкрытое заимствование половины моделей и текстур из соседней The Talos Principle даже говорить как-то неудобно. Само собой, часть болячек можно починить выпуском дальнейших патчей, но ставить на это всё-таки немного рискованно.
Допустим, впрочем, что их и правда вылечат. Это было бы здорово, ведь в лучшие свои моменты игра выглядит довольно сносно — но реальная проблема всё равно кроется в ином. Несмотря на хорошую стрельбу и приемлемый набор монстров (как новых, так и старых), играть во всю первую половину игры попросту скучно: локации до безобразия пустые и блёклые. Никто не удивится, если окажется, что декорации Рима и Франции документально воссоздали по фотографиям и спутниковым снимкам — до того они огромные, тягучие и попросту занудные.
Хуже только стэки противников, порою вываливающиеся с одной лишь целью — заставить игрока чувствовать себя земляным червём без нормального набора оружия и способностей. Да, способностей: в лучших традициях Doom 2016 в Serious Sam 4 засунули прокачку, притом настолько гадкую, что хочется ругаться матом. Видите ли, Serious Sam 4 является приквелом Serious Sam 3: BFE, в свою очередь служащей приквелом двух Первых пришествий. Такое вот «Мементо», которое призвано оправдать отнятую у игроков возможность валить больших противников, используя подручные предметы для рукопашного боя, или стрелять с двух рук. Почти все добивания в ближнем бою тем временем деградировали до банального удара ножом в голову — уровня какого-нибудь даже не польского, а русского шутера.
Зато в игре появились долгие заставки с экспозицией, брифингами и промежуточным раскрытием персонажей, бегать с которыми придётся добрую половину кампании. Напарники-боты поначалу жутко бесят своими бесполезностью и неуместностью, и только ближе к концу от них начинает появляться какой-то толк — как раз тогда, когда четвёртая часть начинает-таки напоминать старого доброго Serious Sam с его безумным количеством вражин. Ещё меньше радует корявая анимация в кат-сценах, безнадёжно застрявшая в 2010 году. Одно дело, когда Сэм подбирает артефакт и на этом заставка заканчивается. Другое — когда группа людей ходит и болтает: тут уж все несовершенства всплывают на поверхность.
Впрочем, смотреть там всё равно не на что. Местный юмор в лучшие свои моменты отдалённо напоминают реплики шальной роты из Battlefield: Bad Company 2, но чаще всего это откровенно неинтересные вариации на тему «чей ванлайнер круче» с попытками научить местного новичка выдавать крутые фразы. При большом желании всю эту вакханалию можно привязать к лору и объяснить ею появление у героя защитного механизма, вынуждающего постоянно выдавать колкие фразочки, но вот делать этого совершенно не хочется. Вспомните оригинальные приключения с их изощрёнными ржачными секретками, пасхалками и какими-то абсурдными постановками, совершенно выбивавшимися из происходящего. Те самые дикие приколы, которые так охота искать самому… Теперь же большая часть секретов — просто спрятанные в неудобных местах предметы. И только по особым праздникам удаётся встретить пару-тройку шутеек вроде футбольного поля с разработчиками (да и то поди догадайся, что это они) или знаменитых пилюлек «+1», награждающих возмутительно большой толпой врагов.
В целом же Serious Sam 4 — условно пригодное к употреблению произведение, которое под завязку наполнено самыми разными проблемами, но всё-таки начинает развлекать примерно к шестому или седьмому уровню игры. К ознакомлению такое рекомендуется лишь самым преданным фанатам серии — тем, чьему сердцу милы вопли безголовых боксёров и для кого возможность расстрелять толпы врагов из шестиствольного пулемёта, вечно атакуя толпы чудищ шагом назад, является любимой ностальгией.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: