КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Космическое безумие Лоренса Фишбёрна и Кейси Аффлека в трейлере «Ускорения» «Властелин колец: Война рохирримов» показал магию анимации (видео) Знаменитый комикс Saga от Image вернётся с новым сюжетом Появился новый трейлер аниме «Детективная карта Такао Амеку» про гениального врача и загадочные происшествия Документальный фильм «Хаяо Миядзаки и Птица» появится в российском прокате 5 декабря

Batman: Arkham Origins Blackgate Deluxe Edition

Необязательное звено

Если верить обложке «Рыцаря Аркхэма», то он заканчивает «Аркхэмскую трилогию». Но не думайте, что Rocksteady Studios решили сделать вид, будто кроме их трёх игр во франчайзе ничего нет: «Рыцарь» на диво регулярно вспоминает события «Летописи» — той самой, которая как бы не влезает в определение «трилогия». Но самое смешное, в этой серии уже даже не четыре, а пять игр — просто об одной из них все как-то забывают. Преимущественно чтобы не травить себе и другим фанатам душу.

А ведь казалось бы. Batman: Arkham Asylum была редкой успешной попыткой перенести традиционно двухмерный жанр метроидваний в 3D. Batman: Arkham Origins Blackgate же хотел отдать должное жанру, который серию породил, и закинуть Бэтмена в эту самую традиционную двухмерную метроидванию. Причём за разработку отвечали люди, участвовавшие в создании серии Metroid Prime, — то есть прекрасно знающие жанровые принципы. Что могло пойти не так?

Как ни странно, большая часть проблем следует именно из основной концепции — попытки перенести геймплей Arkham-серии в двухмерность. Простая и удобная, но требующая каких-никаких навыков боевая система франчайза в 2D стала казуальной до смешного — ну, сами понимаете, сложно лажать, когда на тебя нападают всего с двух сторон. В итоге единственные минимальные сложности возникают из-за того, что другой элемент системы — противники, требующие использования определённых приёмов, — после переноса в 2D работает не лучше: Бэтмен постоянно пытается перепрыгнуть мужиков, которых надо глушить, глушить тех, кого надо перепрыгнуть, добить тех, кто уже мёртв… Я бы сказал: «И так далее», но в игре всего три основных вида бойцов для ближнего боя, так что ой.

Ещё хуже со стелсом: он одновременно и очень прост, и совершенно невыносим, ибо не прощает даже малейших ошибок. Бэтмен забыл газовые шашки дома, а стелс-комнаты чересчур малы, так что если тебя заметили, а рядом нет люка, где можно спрятаться, то герой незамедлительно расстанется с жизнью. И если большая часть местных «тихих» секций слишком коротка, чтобы раздражать, то за решение закрутить вокруг стелса одного из боссов дизайнерам хочется что-нибудь открутить в ответ.

Но вся критика, как ни странно, почти ничего не говорит о «Блэкгейте». Знаете, почему? Потому что чувствуется, что делали игру некоторые из авторов Metroid Prime — люди, для которых боёвка всегда была второстепенным элементом. «Блэкгейт» — игра об исследовании, о поиске секретов и кнопок и о периодическом «бэктрекинге». Сражения в том или ином виде занимают, кажется, процентов 10—20 от общего времени игры — кого-то это отпугнёт, но иных поклонников классических метроидваний может, наоборот, привлечь. Тут даже используется геймплейный элемент из Super Metroid, когда значительную часть проходов удаётся найти, лишь посветив на них специальным вычисляющим секреты сканером, — на такое жестокое такое ретро мало кто решится.

Понятно, что подобный геймплей работает ровно до тех пор, пока ты не застрянешь в первый раз, но тут на помощь приходят как продуманный, в меру линейный дизайн уровней, умело намекающий, куда игроку следует стремиться, так и тот факт, что игра разбита на три секции, которые можно проходить в более-менее любом порядке. Почему «более-менее»? Потому что каждая из секций хранит в себе апгрейд для арсенала Бэтмена, и рано или поздно на пути к каждому из трёх бандитских боссов герой сталкивается с необходимостью заглянуть в какое-нибудь соседнее крыло тюрьмы, чтобы забрать недостающее обмундирование.

   
   

Есть, правда, проблемы с исследованием тюрьмы. Серьёзные. И все они следуют из дурацкой идеи сделать её не в 3D и не в 2D, а в 2,5D. Бэтмен постоянно поворачивает за угол или перепрыгивает на участки экрана, расположенные в глубине, из-за этого попытки ориентироваться в «Блэкгейте» становятся невыносимым мучением. Когда Batman: Arkham Origins Blackgate только вышла, одним из основных объектов критики являлась 2D-карта, по которой было невозможно что-нибудь понять. Ну, для Deluxe Edition авторы сделали 3D-карту… и по ней ориентироваться тоже невозможно.

Причём теоретически она хороша: в меру подробна, функциональна… Но понять, где именно ты находишься в трёхмерном пространстве, когда реально ты всегда двигаешься лишь влево-вправо и вверх-вниз, — не самая простая задача. Когда ты ищешь способ куда-то добраться, зачастую приходится тупо проверять все двери по очереди, открывать карту и смотреть — угадал ли, продвинулся ли в нужном направлении. Эх, вот если бы карте добавили кнопочку «Ориентация по положению Бэтмена», дабы она тут же разворачивалась так, чтобы дверь слева оказывалась слева, а люк в правом углу оказывался в правом углу, — быть может, тогда от неё и был бы прок. А при нынешнем её состоянии… лучше не теряться, в общем.

Вторая проблема 2,5D — изредка авторы решают построить очередную головоломку вокруг необходимости ориентироваться в пространстве. Скажем, суют на карту насос, который ты видишь, когда находишься над ним, но использовать при этом не можешь. Зато его дозволяется использовать, когда ты оказываешься в коридоре, через окно которого видно то самое место, из которого ты видел означенный насос!.. Только сам насос там не видно, и ты должен либо каким-то образом догадаться, что вот та канализационная стенка — это конкретная стенка над насосом, либо использовать магию удачного тыка, дабы обнаружить активные точки для использования бомб и бэтарангов. Хорошо, что такое бывает редко. Но даже редко — это куда больше, чем хотелось бы.

Завершает парад проблем финальный акт, когда прежде откровенно неидеальная, но всё равно приятная исследовательски-ориентированная игра скатывается на дно. Суть такова: вы устраняете троицу захвативших «Блэкгейт» злодеев, открываете дверь к финалу… и тут вам говорят: «А нет финальной секции, нам бюджета хватило всего на одну комнату. Так что ты пройди её, а потом — побегай-ка по уже исследованным вдоль и поперёк локациям, устраняя неожиданно появившиеся там бомбы». Бэктрекинг в худшем его проявлении, единственной наградой за который становится шанс испортить хороший план хорошего злодея, который ну никак не мог не сработать, учитывая, сколько времени должно было уйти на разминирование всех бомб…

Добрый совет: если будете-таки проходить «Блэкгейт» — останавливайтесь сразу после «неожиданного поворота в Аркхэм-крыле». Считайте, что Бэтмена перехитрили, — так оно как-то честнее будет. Плюс вам не придётся страдать, исполняя роль мальчика на побегушках.

Что до самой игры, то прежде чем решать, давать ли ей шанс, надо понимать: на фанатов метроидваний она рассчитана в куда большей степени, чем на фанатов Arkham-серии. И в жанре этом сейчас не так уж мало конкурентов, многие из коих превосходят «Блэкгейт» по всем параметрам. Но всё же здесь есть свои примечательные моменты: исследовать тюрьму достаточно интересно, даром что выглядит она серо и однообразно. Среди боссов попадаются занятные экземпляры — местная схватка с Джокером, скажем, куда больше в характере этого странного товарища, чем мордобой с мутантом из первой игры. Даже сюжет, при всех его минимализме и предсказуемости, отнюдь не бездарен и умудряется протягивать ниточки как минимум к одному до сих пор не созданному спин-оффу.

Словом, даже худшая игра о приключениях вечно угрюмого рыцаря плаща и бэтаранга отнюдь не плоха. Жаль только, что и хорошей её ни при каких натяжках не назвать.

Обсуждение обзора
5 комментариев
Поделиться:
Лев Гринберг
14 июля 2015

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
Ещё

Новые комментарии