КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Рецензия и отзывы на комикс «Конан. Полное издание» Коллекционное издание популярной мини-серии «В лесной глуши, где нет ни души» пошло на допечатку Чертовски страшный Хью Грант в трейлере ужастика «Еретик» Провалившаяся мелодрама Скарлетт Йоханссон и Ченнинга Татума «Покажи мне Луну» вышла в цифре Художник American Vampire должен был рисовать комикс про «Абсолютного» Супермена

Одни из нас

The Last of Us

Яркий блеск безысходности

Придёт день, когда всех окончательно достанут игры про зомби. Настанет час, когда одно их упоминание будет вызывать усталые стоны, сравнимые лишь с теми, к каким приводили годы назад шутеры по Второй мировой. Но сегодня – не этот день. Сегодня взгляды геймеров мира в едином порыве устремились к The Last of Us. Квинтэссенции мрачных зомби-апокалипсисов и одной из тех вершин, что должна сделать большую часть будущих поделок на эту тему абсолютно бессмысленными.

Причём, как ни жаль огорчать любителей «проходить игры по Youtube» (никак не жаль, само собой, но всё же), ценность The Last of Us отнюдь не в истории и не в заставках. О, это всё ещё «кинематографичная» игра, и она затягивает в свой мир с головой, заставляя заботиться о каждом удостоившемся имени персонаже… но достигается это не только и не столько постановочными роликами, а какой-то единой закрученной истории тут попросту нет. В том, что касается сценария, авторы The Last of Us брали пример не столько с кино, сколько со множества сериалов: основная линия здесь служит в первую очередь для того, чтобы отправить главных героев в длительное путешествие из одного края Америки в другой, по ходу которого на них можно будет свалить любое число минимально связанных между собой приключений. Так и тянет назвать 90% происходящего в игре филлерами, но нет: есть разница между искусственным затягиванием повествования и сознательным решением сделать своё произведение аналогом не романа, а сборника рассказов. И имя этой разнице – качество.

Это слово вообще характеризует LoU как нельзя лучше. Потому что ни истории, ни персонажи, ни мир игры даже не пытаются оригинальничать. Но они все настолько хорошо проработаны, что это не имеет значения. Попадая в новую локацию каждый раз приходится на несколько секунд (а то и на минуту-другую) замирать, глядя по сторонам и любуясь видами. Там пьяница выцеживает остатки пойла из бутылки. Тут армейцы обследуют жителей на предмет заражения, нещадно убивая больных. Здесь светлячки парят над цветами, а где-то вдали пасутся самые настоящие жирафы… Мир The Last of Us прекрасен и разнообразен.

Персонажи тоже не лыком шиты, но подобным разнообразием похвастаться всё-таки не могут: это ведь история в лучших традициях нуара, здесь не водится заправских оптимистов и харизматичных психов. Зато побитых жизнью эгоистов или смекалистых умниц, готовых перегрызть глотку за запас лекарств – таких тут хватает. А интересоваться жизнями не только центральной парочки, но и их окружения помогает как грамотный сценарий, так и тот приятный факт, что в отличие от, скажем, дилогии «Макса Пейна», здесь всё-таки встречаются персонажи, умудряющиеся пережить встречу с Джоэлом и Элли. Сами понимаете: когда осознаёшь, что у встреченных персонажей есть шанс выжить, их смерти производят куда больший эффект.

Но, как уже было отмечено, добротно написанный сценарий и умело поставленные заставки – отнюдь не главная сильная сторона LoU. Зачастую они скорее уж становятся ахиллесовой пятой игры: в погоне за «киношностью» Naughty Dog то и дело скатываются на приёмы, неприемлемые в интерактивном проекте (неизлечимые раны, получаемые во время заставок? С возвращением, тупейшая сцена Uncharted 2, нам тебя не хватало!).

Нет, сила этой игры лежит, как это ни удивительно, именно в игре. Геймплей LoU работает за всех: он развлекает, как положено геймплею, он помогает окунуться в атмосферу увядающего мира, он помогает прочувствовать, через что проходят персонажи, и через это сродниться с ними сильнее, чем через любые заставки.

The Last of Us – то, чем казался во времена первых анонсов новый Tomb Raider. Игра о выживании. Причём это «survival» практически без примеси своего привычного геймерам спутника, приставки «horror» – тут никто не старается топить игроков в липком ужасе. Нет, вместо этого творение Naughty Dog стремится не пугать, а держать в напряжении. Задача, с которой оно справляется на отлично.

   
   
   
   

Патронов мало, лекарств и всевозможных бомб и того меньше, а самодельные ножики разваливаются после пары использований – хочешь не хочешь, а приходится бережно относится к каждой мелочи, найденной на обломках цивилизации. И это незначительное, казалось бы, изменение относительно привычных шутеров (включая ту же серию Uncharted), на удивление радикально меняет ситуацию.

Во-первых, малое количество патронов делает Last of Us идеальным консольным шутером. Да, игрокам приходится целиться дольше, чем на клавомышках, и да, стрельба противников замедлена в той же степени… но это лишь усиливает атмосферу. Все жители угробленного таинственным грибком мира берегут каждую пулю – потому и целятся до непривычного долго, стремясь не только победить в перестрелке, но и выйти из неё с минимумом затрат.

Во-вторых, это делает зомби маломальски правдоподобной угрозой: вооружённым автоматами и огнемётами бойцам эти идиоты нипочём, но вот когда патронов не больше, чем врагов – смерть мгновенно оказывается вполне реальной перспективой.

В-третьих, это создаёт для игрока до дилемму, до обидного редко встречающуюся в видеоиграх: «А стоит ли мне вступать в схватку?». Поначалу мысль, что обойти толпу слепых зомбарей может быть выгоднее, чем вырезать весь квартал, кажется сущей крамолой: где же это видано, оставлять после себя не зачищенные области в играх без бесконечного респауна?.. Но очень скоро мозг перестраивается под условия окружающего мира и становится понятно: геройство бывает наказуемо, а убийство не трогающих тебя противников – верный способ оказаться беззащитным позже, когда на тебя начнут-таки нападать.

В-четвёртых, это отличный способ заставить игрока работать со всем имеющимся у него арсеналом, при этом не ограничивая количество переносимых стволов.

В-пятых, это принципиально меняет мультиплеер. Да-да, мультиплеер у The Last of Us не только есть, он ещё и крайне увлекателен – и это при наличии всего двух режимов игры (десматчей) и не особо большого разнообразия карт. Команды передвигаются преимущественно ползком. Скрытность то и дело оказывается полезнее меткости. Игроков регулярно убивает собственная жадность. Каждая жизнь на счету, и некоторые матчи заканчиваются ничьёй просто потому, что никто не хочет первым выходить из укрытия и давать противнику преимущество. Собственно, несмотря на относительно небольшие размеры карт, до стычки с врагом может пройти на удивление много времени – просто потому что выжить самому здесь немногим менее важно, чем убить противника.

Здоровский мультиплеер, в общем. А интеграция с фейсбуком, набирающая лагерь выживших из твоих друзей, оказалась пусть совершенно бесполезным, но приятным бонусом: всё-таки не каждый сетевой шутер встречает игрока словами в духе «Михаил Судаков играет на гитаре у костра» и «Евгений Кузьмин копает новый сортир».

Есть подозрение, что о The Last of Us можно говорить очень долго. Хвалить простенькую, но несущую явную пользу систему прокачки. Жаловаться на искусственный интеллект и мгновенно губящую всякую атмосферу неспособность врагов видеть напарников героя во время скрытных секций. Радоваться, что несмотря на относительное однообразие основ геймплея (схватки с зомби тройки видов, перестрелки с людьми, сбор припасов, перетаскивание тележек, повторять до титров), авторам удаётся поддерживать интерес к прохождению и увлекательность происходящего. Ну или можно вытаскивать на свет божий многочисленные недоработки (а вы думали это только Bioshock Infinite позволительно быть шедевром, восхищающим наперекор недостаткам?)… и последим мы, думается, даже займёмся. Но не сейчас.

Сейчас достаточно признать, что уже второй раз за год хайп был абсолютно оправдан: да, The Last of Us – одновременно и блокбастер, и произведение искусства. Одна из важнейших игр уходящего поколения и пример для подражания.

В прошлом поколении схожую роль на платформах Sony исполняла дилогия God of War. Теперь сравните эти игры – и вы увидите, как сильно повзрослела игровая индустрия.

Обсуждение обзора
52 комментария
Поделиться:
Лев Гринберг
28 июня 2013

Охуительно! 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
91%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии