Civilization: Beyond Earth не имеет цифры в названии, и это ж-ж-ж неспроста. Решив не разбрасываться порядковыми числительными, авторы заранее ограничили потенциальное недовольство игроков: типа, вам и не обещали новую полноценную часть. Вам обещали новый сеттинг; а то, что игра до смешного походит на V часть… Ну так X-com 2 вообще был «первой частью под водой» – и ничего, не постеснялись налепить цифру на гениальный оригинал, просто чуть-чуть перерисовав юнитов.
Вот в целом и общее впечатление от игры. «УФОшка» в океане. На «Циву» надели новые шмотки, чуть-чуть поковыряли, но в целом отличия от земных частей косметические. «Альфа Центавра»-то (если её кто-нибудь прошёл) во многом сильно отличалась от второй Цивилизации. Но утопило её, конечно, не это, а дикая играбельность, располагающаяся примерно между играбельностью первой Колонизации и холодильником Минск. Однако что бы ни было причиной, а маркетологи, напуганные примером первой попытки выйти в космос, дали команду: ни шагу в сторону. Доходит до смешного: инопланетные объекты настолько копируют деревни варваров, что разграбив «деревню», можно получить под своё управление пару инопланетных динозавриков. Которые становятся совершенно стандартным юнитом – их отличие от солдат разве что в невозможности стать гарнизоном поселения. Видимо, местные жители начинают шибко нервничать, глядя на охрану, состоящую из семейки Годзилл.
Конечно, отличия от предыдущих частей есть – их не могло не быть в игре, действие которой происходит на другой планете, а противостояние идёт между поселениями колонистов. Но ощущения покорения действительно нового мира, а не перерисованного старого, не возникает. Борьба за выживание в далёких неизведанных мирах происходит под копирку становления цивилизаций за много лет до нашей эры. За несколько тысяч лет развития человечества ничего нового не произошло: развитие городов, облагораживание пригородных земель, исследование окружающего мира, дипломатия, даже военные действия – всё осталось точно таким, как прежде.
Да, вместо «дерева» технологий у нас теперь «паутина» – можно относительно свободно выбирать, куда двигаться. Но удивляет, что помимо закономерно неизученных технологий, основанных на инопланетных формах жизни, налицо множество абсолютно земных, которые межпланетным путешественникам не известны. И мы бродим по паутине, делая «открытия» ради производства новых юнитов и зданий, что при этом кардинального влияния на геймплей не оказывает. Зато недоумение от того, какая хилая наука была на Земле и какие мощные лаборатории в нескольких поселениях колонистов, возникает. И все эти технологии никак не преобразуют процесс земледелия – шестьсот лет прошло, но тракторист Вася до сих пор за баранкой своего бульдозера, даром что в скафандре. Транспорт всё такой же – да, железные дороги переименованы, но это по-прежнему железные дороги, по которым перемещаются нанотехнологично выглядящие юниты. Именно что выглядящие.
Столкновение с новым неизученным миром в X-com выглядело гораздо достовернее. Чужая планета представляет собой обычную земную декорацию, разве что без перемены погоды. Да, по ней активно бегают монстрики, которые в начале игры гораздо надоедливее варваров. Да, среди них есть очень сильные, типа червей или кракенов, поначалу неуязвимые. Но в этом вся разница. Это не инопланетная фауна, это схематичное изображение оной.
И дипломатия в 30-м веке всё та же. Впрочем, тут можно сделать ссылку на
неизменность человеческой природы – мы, видимо, всегда будем делиться на
нации, которые отличаются друг от друга в основном названиями, и не
знать иных способов взаимодействия, кроме как войны и договоры об
открытых границах.
Деньги сменились энергией, которая
используется ну прямо один в один как деньги. Настроение жителей
сменилось здоровьем, ресурсы почти те же, даже иконка добываемой с
шестиугольников еды – яблочки (не марсианские). Идеологии переименовали,
хотя разве что тут есть те самые штрихи, которые призваны оправдать
перерисовку карты: можно выбирать из трёх путей развития. Чистота –
концепция, основанная на идее сохранения исконно человеческого пути и
облика; гармония – полная ассимиляция с окружающим миром; превосходство – использование новых возможностей ради галактического
господства. Хотя это не религии – вполне можно, двигаясь по одному пути,
использовать юнитов и апгрейды другого.
Ещё нововведение –
квесты. Мини-задания, за выполнение которых можно получить плюшки в форме выбора между тем или иным бонусом. Как нетрудно
догадаться, для всех фракций они в целом одинаковы и принципиального
влияния на игру не оказывают. Как и спутники: в игру введён целый новый
слой – спутниковый, но весь результат заключается в возможности подвесить над
определённой территорией спутник, который будет очищать её от
инопланетной слизи или бомбить противников.
Однако все эти придирки
из разряда упущенных возможностей. Мы могли получить дивный новый мир с
принципиально иными способами взаимодействия, механиками развития,
окружающей средой, а получили адд-он ко всё той же «Цивилизации». Нет,
сам по себе он не плох, из явных недостатков можно отметить разве что
надоедливый микроменеджмент. Так, торговые пути надо постоянно
«обновлять» – место назначения караванов через некоторое количество
ходов надо вручную переопределять. Учитывая, что торговля – дело вполне
прибыльное, в каждом городе заводится как минимум по паре караванов, и
когда этих городов становится много, то постоянное кликанье реально
утомляет. К тому же, бульдозеры, снующие вокруг городов, зачастую не
справляются с очевидными вещами (на ресурсе строим шахту, на траве –
плантацию (с)), но снимать их с авторежима будут разве что маньяки –
проще смириться с их неоптимальными решениями, чем копаться в однотипно
выглядящих тайлах.
В общем, если расслабиться, по максимуму
включить воображение и додумывать события, стоящие за несложными
квестами (которые так и останутся за пределами сюжета), и врубить режим
максимальной специализации – можно получить практически новую игру. Но
это вовсе не обязательно. Это старая добрая «Цивилизация под водой»,
которая во многом даже упрощена по сравнению с оригиналом – большую часть
времени остаётся лишь кликать на место назначения караванов и кнопку
следующего хода и ждать, пока компьютер неспешно просчитает ходы других
фракций. От которых тоже не стоит ждать никаких откровений.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: