Метагалактический мегакинопортал
Саурон дерётся с Галадриэлью в тизере финала второго сезона «Властелина колец. Колец власти» Paradox Interactive не отменит Prison Architect 2, но Bloodlines 3 предпочтёт отдать кому-нибудь ещё Саруман Кристофера Ли вернётся в следующем «Властелине колец» Marvel Rivals вырывался в топ самых популярных проектов Steam Зрители вернутся на «Секретный уровень» во втором сезоне антологии по известным игровым франчайзам

Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure

Снимаем шляпу

Давным-давно, или Хорошо забытое старое

Игры, сюжет в которых рассказывался не за счёт рисунков разной степени анимированности, стен текста или полигональных болванчиков с их всё возрастающим человекоподобием, а в рамках обычных таких заставок с живыми людьми, кривлявшимися на камеру по мере сил и таланта, – история с печальной судьбой.


Когда мир только-только столкнулся с существованием компакт-дисков, FMV-ролики (Full Motion Video) заполонили индустрию. Все так наслаждались возможностью делать игры, сравнимые с фильмами, что забыли об одной мелочи: сравнение не обязано быть в вашу пользу. Плохие режиссёры руководили плохими актёрами, зачитывающими труды плохих сценаристов, и все они наивно полагали, что сам факт наличия в игре морды настоящего человека заставит нас выковыривать выпавшие от восторга глаза из дыры в полу, пробитой заблаговременно рухнувшей челюстью. Увы, чаще всего глаза если и вываливались, то от ужаса, а в итоге даже наличие отдельных удачных FMV-проектов типа серии Wing Commander, «Фантасмагории» или стратегий от Westwood Studios не спасло лейбл «FMV-игра» от крайне дурной славы и пришедшего с ней рука об руку практически полного забвения.

Цикл приключений детектива Текса Мёрфи в этом плане был обречён вдвойне: рентабельность в те годы потеряли и FMV-игры, и квесты – что уж говорить про FMV-квесты?

Но мы живём в эпоху ренессанса: подросло поколение людей, игравших с самого детства и теперь мечтающих о воскрешении всего того, что они любили в юные годы, – причём не просто желающих, но и способных за это платить. Рано или поздно кто-то должен был попытаться воскресить и моду на Full Motion Video в компьютерных играх, так что авторы культовой комедийно-детективной классики – не худший вариант.

7 лет, 17 лет… Главное – вернуться

Текс Мёрфи всегда был анахронизмом в своём мире – частный детектив, ряженый в лучших традициях нуара и регулярно цитирующий старые фильмы, он порядком выделялся на фоне мутантов, летающих автомобилей, инопланетян и прочих радостей, наполняющих пережившее Третью мировую будущее. Но на сей раз персонаж вполне буквально отстал от происходящего вокруг аж на семь лет: именно столько времени было стёрто из его памяти. Удастся ли ему вспомнить, что он делал все эти годы? И, что важнее, понравится ли ему то, что он узнает?

С точки зрения серии, возвращающейся в строй после продолжительного перерыва (только в реальности это были не семь лет, а больше пятнадцати), завязка Tesla Effect практически идеальна. Можно было бы просто стереть Тексу всю его память и использовать амнезию в качестве оправдания для знакомства новых игроков с миром и персонажами серии – но это стало бы плевком в сторону фанатов, прошедших с Мёрфи огонь, воду и сборы на Кикстратере. Или продолжить оборвавшийся на клиффхэнгере сюжет, словно и не было длиннющего периода забвения, – но это, в свою очередь, лишило бы серию малейшего шанса на получение новых игроков и зрителей.

Нет, авторы поступили хитрее. Нас встречает всё тот же Мёрфи, каким он был раньше, и он помнит всё, что происходило с ним в прошлых играх, – память не подводит сыщика ровно до того момента, когда его с подружкой застрелили в летучем авто по пути со свидания в конце Tex Murphy: Overseer. Но за семь лет успели измениться и многие персонажи, и их отношения с Тексом.

Это даёт повод сравнивать то, что было, с тем, что есть сейчас, разом и вводя в курс дела новичков, и играя на ностальгии давних фанатов, и давая им всем абсолютно новую информацию. Не хуже исполнены и предметы-напоминалки, при виде которых Текс начинает думать заставками из прошлых частей – там, само собой, нет места новой информации, зато и исследовать воспоминания сыщика никто насильно не заставляет.

Много, дёшево, качественно – выберите любые два пункта

Tesla Effect собрал на Кикстартере 600 тысяч – это раз в 10 меньше итогового бюджета Broken Age: Act 1. При этом длится новое приключение Текса раза в два-три дольше квеста Тима Шеффера – как же такое возможно? Увы, никакой магии: дешевизна сквозит здесь буквально во всём. Разрешение текстур заставляет думать, что их рисовали ещё тогда, лет 17 назад. Большая часть уникальных действий в игре не анимирована вовсе: если применить огнетушитель на пожар, например, то пожар мгновенно исчезнет. Даже многие смерти в игре (да, тут можно умереть – но за это наказывают лишь довольно бесполезными очками детективной крутости) – и те лишены уникальных анимаций, из-за чего иногда бывает сложно понять, а что же тебя, собственно, убило. Все FMV-заставки сняты на фоне зелёного экрана, и потому полноценно поставленных сцен, где актёры взаимодействовали бы и друг с другом, и с окружением – их сравнительно немного, а большую часть времени игра пробавляется чередой крупных планов с болтающими о всяком головами. О спецэффектах и заикаться не стоит – тут и так всё ясно.

С другой стороны, актёры (многие вернулись из прошлых частей) выкладываются на всю катушку. Они переигрывают, да, – но в меру, что идеально подходит душевному низкобюджетному комедийному детективу и помогает раскрывать персонажей за считанные фразы.

В итоге играть в Tesla Effect – всё равно что смотреть трейлер пятого «Фантазма»: при должном желании не проблема получать от творящегося на экране преизрядное удовольствие (особенно если уже видел эти лица 17 лет назад), но постоянно приходится мысленно закрывать глаза на разнообразные шероховатости, попахивающие художественной самодеятельностью.
   
   
   
   

Смотреть, смотреть… в игры играть надо!

Tesla Effect – натуральнейший классический квест; пусть даже вид от первого лица – не самый заезженный из подходов к жанру. Сбор предметов, их комбинирование и применение, беседы с персонажами на разные темы и выполнение их поручений, поразительная привычка всех на свете защищать своё имущество разнообразными головоломками – всё это на месте и работает практически без запинки. Более того, даже если оная запинка всё-таки происходит, никто не мешает в любой момент ознакомиться со встроенным в интерфейс подробным и удобным набором инструкций по прохождению, а доставшие головоломки – попросту пропустить. Это, правда, разрешают делать лишь на «казуальной» сложности – истинным геймерам предлагают пройти всю игру честно, без какой-либо поддержки со стороны.

Делать так, однако, не стоит, потому что Tesla Effect взял из классических квестов не только лучшее. Большую часть времени предметы в игре находятся легко и непринуждённо, поскольку валяются они именно там, где ожидаешь увидеть что-нибудь полезное… однако несколько раз случаются исключения, и тогда «пиксель-хантинг» становится просто невыносимым. Даже с фонариком, заставляющим активные предметы светиться на казуальной сложности, практически невозможно найти малую серую карточку в углу серой комнаты, где она лежит без малейших на то причин, за вычетом «Ну где-то же она должна лежать». И вот в таких-то случаях и приходит на выручку инструкция, говорящая: «Возьмите карточку с пола в такой-то комнате», – и плевать, что за это снимают баллы. Скорее уж впору жалеть, что некоторым указаниям не хватает конкретики, – а то ведь локации ближе к концу приобретают совсем уж чудовищные размеры, а логика в расположении необходимых предметов практически пропадает, заставляя именно что оглядывать каждый дюйм пустынных помещений в поисках чего-нибудь полезного.

«Концовка – главное в истории» или же «Важен путь к цели, а не она сама»?

Tesla Effect вообще провисает ближе к финалу. Чем дальше, тем чаще героя вырывают из привычного ему густонаселённого района и кидают навстречу неизведанным локациям. Какое-то время это работает, однако под конец соотношение сюжетных роликов и квестового гемплея ломается напрочь, а дни начинают раздражающе чётко делиться на заставочные и игровые. В обоих случаях неплохие, конечно, но когда ответы на все основные вопросы обнаруживаются после двух третьих прохождения, а дальше игрока на пару часов закидывают в заброшенный исследовательский центр, необходимость искать подсказку к решению примитивной головоломки (ради нахождения которой приходится решить ещё десяток проблем разной степени заковыристости) смазывает в остальном положительные впечатления от приключения.

«Эх, а чем же занимаются сейчас все мои новые знакомые?» – проносится в голове мысль, пока Текс лавирует между гигантских пауков и пчёл-убийц… Но нет, даже вернувшись в город после опасного приключения, Мёрфи уже не найдёт, о чём с ними поболтать, и линии отношений сыщика с большинством населяющих игру персонажей так и останутся без достойного завершения.

Может, оно и правильно, конечно, – чувствуется, что авторы надеются вернуть Текса надолго, а не ради одного прощального взмаха федорой, и с этой точки зрения расставлять точки везде и всюду было бы по меньшей мере глупо.

Простим же игре смазанный финал и будем надеяться, что за Tesla Effect последуют другие приключения детектива, бездарного во всём, кроме своей работы. Только с заметно большим бюджетом – ведь именно из нехватки денег вытекает большая часть проблем этой чаще всего очень приятной игры, по совместительству служащей достойным аргументом в пользу возрождения FMV-заставок.

Обсуждение обзора
5 комментариев
Поделиться:
Лев Гринберг
8 мая 2014

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
0%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
2Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии